Posted 13 декабря 2021, 08:56

Published 13 декабря 2021, 08:56

Modified 17 октября 2022, 11:41

Updated 17 октября 2022, 11:41

Как изменилось качество VK после перехода под контроль госструктур

Как изменилось качество VK после перехода под контроль госструктур

13 декабря 2021, 08:56
Фото: Холдинг 1MI.
Бывшая социальная сеть ВКонтакте, а ныне просто VK, приобретена структурами, очень близкими к властям. Однако целесообразность покупки главной российской соцсети вызывает вопросы.

Как рассказывают «Новые Известия», новые владельцы появились у компании «МФ Технологии» (МФТ), которая владеет 57,3% голосующих акций VK. Так, 45% досталось «СОГАЗУ», главным бенефициаром которого является Юрий Ковальчук (создал «Национальную Медиа Группу», включающую в себя Первый канал, РЕН ТВ, Пятый канал и другие, возглавлял банк «Россия»). еще 45% – «Газпромбанку», передавшему акции своей дочке – «Газпром медиа». И 10% теперь принадлежат «Ростеху».

Полная сумма сделки не раскрывается. Но издание отмечает, что только часть в 45% может оцениваться от 6,5 до 16 млрд рублей.

Все кажется, что это очень выгодная сделка, ведь месячная аудитория VK за последние десять лет выросла на 10,7%. Хотя бы раз в месяц эту соцсеть посещают 71,8% россиян, по данным Mediascope. Но эксперты, занимающиеся размещением рекламы в соцсетях и проведением медиакампаний, не высказывают оптимизма.

Сегодня тенденции развития конкурентов говорят не в пользу VK. До 2014 года, пока ВКонтакте возглавлял ее основатель Павел Дуров, данная соцсеть выглядела этаким островом свободы в интернете. Все изменилось, когда был установлен госконтроль над контентом. И это касается даже простых пользовательских постов.

«С уходом Павла Дурова ВК изменился и явно не в лучшую сторону, по моему мнению. Да, для маркетинга появилось множество инструментов, бизнесу стало удобнее. Но при этом потерялась атмосфера, которая привлекала людей и мотивировала их пользоваться сетью более многогранно», – отмечает директор по маркетингу компании Raddy Алиса Денисова.

Согласно результатам независимых исследований, вовлеченность аудитории у VK не такая уж хорошая, как показывает Mediascope, принадлежащий государственному ВЦИОМ. Лишь в 46% аккаунтов заходят ежедневно, а в 44 за последние два года был активны хотя бы по разу. Причем меньше всех VK пользуются москвичи – самая платежеспособная аудитория в стране.

«Самой активной и платежеспособной аудиторией обладают Facebook и Instagram. VK показывает меньшую вовлеченность пользователей по сравнению с Instagram и Facebook. Реклама в VK будет эффективнее в узких сегментах и небольших городах за счет непопулярности альтернативных площадок», – комментирует реальное положение дел продакт-менеджер виртуального маркетолога «Макс» Давид Агиян.

По словам PR-специалиста коммуникационного агентства «Крос» Ольги Малышевой, для успешного продвижения товара или услуги в соцсети необходимо создавать смыслы, которые будут близки аудитории. Поэтому количество пользователей – не синоним качества.

Получается, что VK со своей раздутой аудиторией, перекаченной ботами и неактивными аккаунтами, только замедляет развитие. В 2021 году в России потерял лидерство по объему трафика, по данным по данным Мегафона. После запуска коротких видео Reels на первое место вышел Instagram (35,5%). Более чем в два раза за год увеличился трафик у Tik Tok. Telegram тоже не стоит на месте – для 77% зумеров, 65% миллениалов и 63% поколения «Х» он является наиболее популярным мессенджером.

Сегодня VK сейчас – больше инструмент контроля за настроением народных масс и выявления нежелательных элементов. При этом зачистка от политически активных граждан создала двойной негативный эффект. Во-первых, бизнес-инструменты оказались в роли незначительного придатка, во-вторых, контролировать уже некого.

Новому руководству VK (главой назначен Владимир Кириенко) теперь либо нужно продолжать накручивать показатели для создания успешного образа, либо заниматься реальной работой по созданию новых продуктов, которые могли бы заинтересовать людей, доверие которых вернуть непросто.

Подпишитесь