Posted 25 ноября 2021, 15:08
Published 25 ноября 2021, 15:08
Modified 17 октября 2022, 11:34
Updated 17 октября 2022, 11:34
Как сообщает «НовостиВолгограда.ру» со ссылкой на «Новую газету», г-н Долгов честно рассказал о «палочной системе», которая медленно убивает изнутри российские судебные и правоохранительные органы. Ради исполнения спущенных сверху показателей прокуратура оказалась готова поддерживать обвинение по заведомо сфабрикованному уголовному делу, следователь пошёл на подделку подписи, а судьи согласились регулярно закрывать глаза на то, что доводы обвинения бездоказательны. Между тем на кону стояли человеческие судьбы: по словам г-на Долгова, после того, как он отказался выносить обвинительный приговор по сфабрикованному делу, другой судья отправил подсудимого в колонию на пятнадцать лет.
Я прокурору говорю: «Погодите, вы сейчас сказали, что будете требовать наказания на длительный срок для человека по одному эпизоду, где нет состава, и по другому — где нет доказательств?» Прокурор удивилась, мол, а что же мне делать?Антон Долгов, федеральный судьяhttps://novayagazeta.ru/articles/2021/11/16/prokuror-oi-da-prestupleniia-ne-bylo-i-net
В тексте «Новой» говорится о конкретных случаях судебно-правового произвола в Челябинской области, но на самом деле эта порочная практика распространена по всей России. Наши источники указывают, что она негласно существует и в Волгоградской области. «Палочная система», которая для отдельных силовиков фактически заменила правосудие, складывалась не год и не два. Хотя в её формировании можно было бы упрекнуть отдельных одиозных персонажей, сейчас она превратилась в настоящий конвейер по производству уголовных дел и вынесению приговоров, работающий «на автопилоте», вне зависимости от воли конкретных лиц.
Ни для кого не секрет, что в Волгоградской области долго имели влияние такие персоны, как Кадин, Зубков и экс-руководитель СУ СКР Михаил Музраев, у которых были определённые рычаги воздействия на судебные инстанции.Дмитрий Фетисов, политолог, директор консалтингового агентства «NPR Group»
Свой вклад в работу этой системы вносят все участники правоприменительного процесса. Следователи часто некомпетентны (вплоть до того, что в отдельных сельских районах Волгоградской области следственные отделы полностью состоят из вчерашних студенток). Сотрудники районных прокуратур задавлены «палочными» отчётами и готовы поддерживать даже самые нелепые обвинения. Адвокаты зачастую работают в «тесном партнёрстве» со следствием и игнорируют интересы подзащитных, подыгрывая своим оппонентам. Пока такая ситуация сохраняется, можно ли говорить об эффективном правосудии?
В Волгоградской области хватает примеров, когда правоохранительные органы с большой помпой задерживали чиновников и предпринимателей на основе шатких обвинений, которые в итоге разваливались в суде. Например, можно вспомнить громкое дело экс-сотрудника мэрии Волгограда Сергея Канападзе. В 2015 году чиновника полностью оправдали, сняв с него подозрение в получении взятки в полмиллиона рублей: оказалось, что обвинение строилось на показаниях единственного свидетеля, носивших «непоследовательный и противоречивый характер».
В 2019 году развалилось в суде уголовное дело против Андрея Сучкова, главы села Оленье в Дубовском районе: следователи с уверенным видом утверждали, что он якобы совершил служебный подлог ради незаконных махинаций с землёй, но доказать это так и не сумели, а суд не нашёл в действиях г-на Сучкова состава преступления. Сам глава села назвал процесс заказным и прямо заявил, что правоохранительные органы действовали в интересах двух предпринимателей, с которыми у него возник конфликт.
Нельзя обойти вниманием и уголовное дело в отношении главы Малоивановского сельского поселения Николая Милюкова, которого обвинили в мошенничестве при ремонте дорог. Позиция обвинения строилась на показаниях одного-единственного частного предпринимателя, который в ходе следствия путался в разных версиях событий, а тот факт, что часть доказательств была сфальсицирована, признал даже сам следователь. Отец судьи, которая рассматривала дело, оказался близким другом одного из врагов Милюкова, а защита обвиняемого была готова обнародовать аудиозаписи, на которых районные чиновники угрожали главе сельского поселения. И несмотря на всё это, члена «Единой России» отправили за решётку на два года.
Возможно, самая известная жертва правового произвола в регионе — бывший мэр Волгограда Евгений Ищенко. В 2007 году его приговорили к году лишения свободы за нелегальное предпринимательство и хранение боеприпасов. Сам г-н Ищенко уверен, что его дело было полностью сфабриковано в интересах влиятельных лиц.
Наш регион, я считаю, в этом смысле такой же, как вся Россия: он не обладает такими особенностями, как, например, некоторые регионы Кавказа или Дальний Восток.Евгений Ищенко, предприниматель, бывший мэр Волгограда
Как пояснил корреспонденту «НовостиВолгограда.ру» Евгений Ищенко, ему точно известно о случаях вынесения неправомерных приговоров в Волгоградской области. Много лет такая практика была для региона совершенно обыденной: следственные и судебные органы ради исполнения «плановых показателей» регулярно оказывали давление на предпринимателей. Сохранилась ли такая практика сейчас — другой вопрос.
— Думаю, что такие явления возможны и у нас. Я знаю, например, что бывший председатель Волгоградского областного суда Михаил Коротков лишился своей должности не без интриг, — говорит Евгений Ищенко. — Он отказывался выносить неправосудные приговоры, на него давили. Михаил Коротков сам рассказывал об этом в интервью. Так что примеры такие в Волгограде были. Есть ли они сейчас, я не знаю. Но можно предположить, что такие моменты присутствуют. В данном случае мы от Челябинской области мало чем отличаемся.
Очевидно, что правоохранительная и судебная система в Волгоградской области, как и по всей стране, нуждается в основательной «перезагрузке». Остаётся надеяться, что очередной скандал федерального уровня послужит дополнительным толчком к её самоочищению.