Posted 3 ноября 2021, 14:16
Published 3 ноября 2021, 14:16
Modified 17 октября 2022, 11:49
Updated 17 октября 2022, 11:49
Волгоградские кладбища сегодня из мест покоя и умиротворения едва ли не каждый день превращаются в арену конфликтов и столкновений, которые с завидным постоянством освещаются небольшой группой одних и тех же СМИ. Причем эти происшествия подаются ими всегда в одном и том же ключе: отвратительному спруту-монополисту противостоят отважные мелкие предприниматели, которые всего-навсего хотят заниматься своим бизнесом. Но все власть имущие находятся на стороне спрута, и только один благородный рыцарь, борец с монополиями, каждый день бросает им вызов.
Почему это не так, как возникают эти конфликты и чем грозит правовое неведение в этом вопросе?
Итак в Волгограде после ряда судебных решений на районном и областном уровне, а также апелляционных и кассационных определений в судах Сочи и Краснодара сложилась неоднозначная ситуация в похоронном деле.
По сути, последние решения Четвертого кассационного суда общей юрисдикции (г. Краснодар) и отмена решений нижестоящих судов вернули все расклады на изначальные позиции, когда процедуру погребения, в том числе заезд катафалка на кладбище должны обеспечивать специализированные похоронные службы, а не просто хозяйствующие субъекты (ритуальные фирмы). То есть доступ на кладбище по-прежнему имеют только три специализированных службы.
Однако в большинстве публикаций СМИ решение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в Краснодаре было подано как зеленый свет для беспрепятственного заезда на кладбище любой похоронной фирмы, даже если она не имеет специального транспорта и не гарантирует соблюдение санитарных норм.
Начнем с небольшого ликбеза и уточнения понятий. Не каждая фирма, предлагающая похоронить покойника, имеет статус специализированной службы. Их в Волгограде, как уже отмечалось, три и определялись они по конкурсам городской администрацией в 2002 и 2006 годах. Тогда же мэрия на основании ФЗ №8 разработала «Правила организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде», которые были утверждены решением Волгоградской городской Думы от 4 июля 2007 года за № 47/1124.
В них помимо прочего регламентируется сама процедура похорон и указано, что беспрепятственный доступ на кладбище имеют лишь специализированные службы, которые, к слову, отвечают за хозяйственную деятельность кладбища, его охрану и вообще за все, что там происходит. Чтобы, например, не повторилась ситуация лихих 90-х, когда в некоторых регионах криминальные трупы по ночам подхоранивали в свежие могилы. Такие убитые до сих пор считаются попавшими без вести, а принцип «нет тела, нет дела» позволил коварным душегубам остаться безнаказанными.
Организованное в соответствии с «Правилами» управление кладбищем дает ряд преимущества в плане их содержания и благоустройства, однако многие считают, что в таком положении дел есть соблазн для злоупотребления и даже монополии в плане регулирования цен на те же захоронения.
Тема обсуждается волгоградцами не первый год, но только в минувшем 2020-м году обеспечить беспрепятственный доступ на кладбища попытался надзорный орган. Городской прокурор обратился с соответствующим иском в Центральный суд Волгограда. Удовлетворен он был лишь частично.
Переводя на простой язык, суд прописал разработать механизмы взаимодействия между хозяйствующими субъектами (мелкими похоронными фирмами), специализированными службами и администрацией Волгограда. То есть, по сути, был признан некий правовой пробел во взаимоотношениях между указанными сторонами, но о разрешении беспрепятственного доступа речи не шло.
Тем более, когда облсуд отклонил другой иск, уже не прокурора, а обычного волгоградца с конкретным требованием о признании недействительными вышеупомянутых Правил, которыми регулируется доступ специализированных служб на кладбища, а апелляционный суд в Сочи подтвердил это отказное решение облсуда, уточнив его только в части самого понятия специализированных служб, которые должны учреждаться муниципалитетом.
Возвращаясь к иску прокурора, отметим, что требование беспрепятственного доступа для всех не было удовлетворено ни в облсуде, ни в Третьем апелляционном суде в Сочи. А Четвертый кассационный суд в Краснодаре и вовсе отменил все предыдущие решения из-за их неоднозначности и направил дело на новое рассмотрение. То есть, прежние правила о полномочиях на кладбищах исключительно специализированных служб продолжают действовать. А хозсубьекты могут получить доступ на кладбища только после заключения договора со специализированной службой.
Однако некоторые ангажированные СМИ неверно истолковали отмену решения облсуда, которое отказывало в иске областному прокурору, как победу последнего, и протрубили об успехе сторонников точки зрения «долой шлагбаумы на кладбище», что в корне не так.
Как стало известно корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» из разговора с представителем специализированной службы, осведомленным об общей текущей ситуации, на данный момент ситуация с похоронным делом в Волгограде в общем и целом спокойная, никакого беспредела и произвола не происходит. Ситуация полностью контролируется муниципалитетом, а граждане получают все положенные ритуальные услуги в установленном законом порядке и в полном объеме. Социальные льготы, такие как бесплатные перевозки в морги ПАО и СМЭ и бесплатные похороны по гарантированному перечню предоставляются без задержек и проблем.
Однако из-за уже упоминавшейся информационной кампании, построенной на неверной трактовке судебных решений, некоторые похоронные фирмы ошибочно решили, что шлагбаум на кладбище должен открываться по их первому требованию. И не важно, на чем они везут покойника и соблюдают ли их сотрудники коронавирусные ограничения. В качестве «аргументов» выступают эмоционально накаченные родственники усопшего, которых цинично вводят в заблуждение о возможности свободного заезда на территорию кладбища любой фирмой. Их используют в собственных интересах в качестве информационных «таранов» владельцы этих фирм.
По неофициальной информации, с конца сентября еженедельно происходит до 10 попыток самовольных проникновений на волгоградские кладбища, часть из которых освещаются в СМИ и, как правило, выставляются как ущемление прав граждан.
Действуя под покровительством УФАС и под предлогом свободы конкуренции, некоторые недобросовестные в части соблюдения закона о похоронном деле фирмы явочным порядком приезжают на кладбища уже с гробом и требуют, чтобы их пустили произвести похороны на заранее облюбованном ими участке.
- На деле же хозяйствующие субъекты, то есть похоронные фирмы, не имеющие статуса специализированной службы, еще до приезда на кладбище заключают договор с родными усопшего и вводят их в заблуждение относительно правил и процедуры захоронения. Очевидно, что многих волгоградцев используют в темную, - продолжает представитель специализированной службы. - И мы прекрасно понимаем эмоции и без того расстроенных горечью утраты горожан, которым потом на основании действующих правил не открывают шлагбаум на кладбище, поэтому крайне корректно пытаемся все разъяснить и растолковать.
То есть работники спецслужбы руководствуются пунктом 3.5.3. упомянутых «Правил» о том, что перевозка тел умерших осуществляется только специализированной службой на специализированном транспорте, а сотрудники кладбища имеет полное право не пускать сторонний транспорт для перевозки тела покойного.
Отметим также, что все конфликты связаны только с проездом на территорию кладбищ не специализированного транспорта, не предназначенного для перевозки. Хоронить покойных никто никаким фирмам не запрещает. Наоборот, по заявлениям родственников, которые обратились в эти фирмы, принимаются волеизъявление покойного, определяется возможность его исполнить, подготавливаются могилы для погребения.
Возникают и другие ситуации, которые только со стороны выглядят трагикомично. Так, торопившиеся сотрудники одной из мелких фирм на Верхнезареченском кладбище не закопали до конца гроб с покойником. Только на следующий день работники специализированной службы выявили этот факт, и могила была приведена в порядок. Кроме того, в минувшем году были предотвращены попытки фирм похоронить в проходе и в непосредственной близости от другой могилы.
- Как вы отнесетесь к тому, что в непосредственной близости от вашего родственника на вашем участке неожиданно появится чужая могила или же нового покойника похоронят в проходе на подходе к вашему участку?! Подобные прецеденты уже возникали, но вовремя предотвращались, потому что правила по содержанию кладбищ сейчас еще действуют, а вот будущее туманно, - продолжает работник специализированного учреждения. - Получается каждый сможет приехать на любом транспорте на кладбище и выбрать любой участок, который ему понравится? И могилу копать на ту глубину, которая ему удобна, и чтобы это никто не контролировал? А вдруг этот же участок понравится кому-то еще? А если неглубоко выкопанную могилу разроют собаки?
Работники специализированной службы напомнили о ситуации лихих 90-х и начала 2000-х, когда на волгоградских кладбищах до появления в 2002 году специализированных служб по вопросам похоронного дела и принятия в 2007 году «Правил…» царил настоящий бардак, книги регистрации и учета захоронений находились в плачевном состоянии, территории были захламлены многолетним залежалым мусором, на многих кладбищах Волгограда отсутствовали водопровод, освещение, а факты вандализма были обыденностью.
Но именно по такому пути деградации могут развиваться события, если под прикрытием пресловутого принципа свободной конкуренции, на котором так настаивает региональное Управление ФАС, допустить к этому специфическому и сложному рынку всех, кто им хочет заниматься. А точнее зарабатывать быстрые деньги на процедурах погребения, не задумываясь о содержании кладбищ.
В июле 2021 года Волгоградская городская дума приняла изменения в «Правила организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде». По сути дела, речь идет о новых правилах, которые регулируют порядок предоставления мест на кладбищах, но главное - расширяют круг участников рынка ритуальных услуг. Новые правила были одобрены и Волгоградским УФАС и прокуратурой г. Волгограда, которые так яро борются за свободную конкуренцию на этом рынке.
К слову, поскольку УФАС никак не может доказать свою правоту в судах, дело доходит до смешного. Руководитель УФАС пишет письма и. о. главы города, в которых почти дословно говорит, «если вы не выполните мои требования, я буду считать вас частью мафии».
Такие непрофессиональные и некорректные формулировки вызывают скорее улыбку, но одновременно говорят о том, что тема ритуальных услуг в Волгограде «перегрета». Настолько, что даже официальные лица позволяют себе подобные выражения, не подкрепляя их никакими доказательствами и имея в багаже лишь проигранные судебные решения.
Итак, важные нововведения вступают в силу с 1 февраля 2022 года. Все понимают - для того, чтобы похоронная сфера заработала по новым правилам, нужен диалог с участием всех заинтересованных сторон, а не язык угроз и ультиматумов. Их нельзя вводить в одночасье, потому что тогда возникнет хаос, и это скажется на качестве оказания ритуальных услуг населению.
Это слишком чувствительная сфера для экспериментов, поэтому порядок, четкая работа и координация всех служб должны быть гарантированы волгоградцам. И атаки «голодных» до наживы новых игроков могут сыграть злую шутку.
Их агрессивные методы еще до вступления новых правил в силу объясняются вероятно тем, что некоторые из этих фирм связаны с криминалом, а их руководители имеют свежие судимости.
Поэтому, хорошие эти старые «Правила..» или плохие, но других пока нет, точнее, новые пока не вступили в силу. Не выполнять действующие, как того уже сейчас требуют УФАС или прокуратура, невозможно. Иначе тогда в городе просто некому будет обеспечивать выполнение государственных гарантий по Федеральному закону «О погребении и похоронном деле».