Железнодорожный вокзал Волгограда за последние несколько лет «осовременился» по последнему слову интерактивных технологий. Но весь спектр положительных впечатлений от современного облика главных транспортных ворот города можно испытать только погрузившись в исторический контекст до царицынских и сталинградских времен.
Первое деревянное здание вокзала было построено более 150 лет назад одновременно с открытием в Царицыне железной дороги в 1862 году. Она связывала Царицын и Калач. В 1871 году возводится вторая ветка — Царицын-Грязи и сразу же строится кирпичное здание вокзала.
А в начале 90-х годов XIX века и оно было значительно расширено и перестроено. Именно тогда строение приобрело роскошный вид и стиль «провинциального» ампира. В 1931 году вокзалу достроили второй этаж и правое крыло. Затем появилось название Сталинград-I.
Массированные фашистские бомбардировки Сталинграда в августе 1942-го не обошли стороной и главный городской вокзал. Его здание было сожжено и частично разрушено. Но несмотря на все сложности станция продолжала работать до 13 сентября 1942 года. Последующие несколько дней были полны трагических событий.
Самыми кровавыми страницами истории вокзала стали погожие дни середины сентября 1942 года. Земля на подступах к вокзалу, где шли бои, стала скользкой от крови. За 5 дней кровопролитных боев вокзал около 15 переходил из рук в руки. Доходило до того, что фашисты, подорвав стену вокзала, забрасывали красноармейцев гранатами, а защитники вокзала умудрялись выбрасывать гранаты обратно через окна.
Во второй половине дня 19 сентября захватчикам удалось расколоть батальон красноармейцев на две части. В результате бойцы советской армии недалеко от вокзала сошлись с фашистами в рукопашной схватке. Но силы были не равны, и хотя гвардейцы стояли насмерть, а отходили только тяжелораненые, фашисты на короткое время взяли контроль над территорией вокзала.
О событиях тех дней напоминает скромная мемориальная доска на вокзальной стене: «Здесь в сентябре 1942 года насмерть стояли воины первого батальона 42-го гвардейского полка. Окруженные фашистами, гвардейцы под командованием старшего лейтенанта Федосеева Ф.Г. мужественно сражались и погибли, защищая наш город».
Восстанавливать вокзал начали сразу после капитуляции немецких войск, поэтому перерыв в работе вокзала был относительно недолгим — уже 14 марта 1943 года в Сталинград прибыл первый поезд из Москвы.
Здание станции Волгоград-1, которое мы видим сейчас, было построено за три года к 1954 году. А до этого на протяжении нескольких послевоенных лет приводилась в порядок привокзальная площадь и разбиралось по частям старое разбомбленное здание. Большую часть тяжелой работы делали пленные немцы, которые и превратили вокзал, а также окружающую территорию в руины.
Общая высота здания вокзала вместе со шпилем, увенчанным золотистой звездой — 67 метров. В его облике преобладает стиль классицизма. Привлекают внимание облицованные гранитом и инкерманским камнем фасады, а также облицованные преимущественно мрамором стены.
Любоваться зданием можно не только снаружи. Внутри потолки залов украшают лепные карнизы, кессоны и розетки. А росписи на потолке, исполненные известными художниками, напоминают о героических буднях военного времени, а также героях мирного труда.
Примечательно, что часть портретов и образов писалось с простых людей, поэтому на вокзале в 50-60 года прошлого века можно было встретить картину как тот или иной сталинградец, показывая на потолок, хвастается знакомым: «Смотрите! Это я!».
До 1961 года с потолка на горожан и гостей города бдительно взирали Иосиф Сталин, Климент Ворошилов и Семен Буденный. Но на волне десталинизации герои сталинской эпохи и сам вождь народов с расписного полотна исчезли. Причем Иосиф Виссарионович, как вспоминал писавший оригинал полотна художник Яков Скрипков, превратился в женщину в шубе.
Достопримечательностью вокзала являются установленные в 1959 году часы 4 метрового диаметра и с размахом стрелок — 2,5 метра. Здание вокзала в 1997 году было признано памятником архитектуры. Но это действующий и крайне функциональный памятник.
В настоящее время станция Волгоград-1 является одной из крупнейших пассажирских станций Приволжской магистрали. Ежесуточно через станцию проезжают более 100 пассажирских и грузовых составов. При этом вокзальный комплекс в сезон за сутки посещают более 2 тыс. волгоградцев и гостей города.
Глава РЖД Олег Белозеров, рассказывая о стратегии реновации вокзальных зданий и территории, сразу после своего назначения на должность в 2015 году заявил о комплексном подходе к переустройству вокзалов, включая развитие самых маленьких остановочных пунктов.
— Планируется сделать более комфортными малые вокзалы и остановочные пункты, оборудовать их навесами, дополнительным освещением, где-то провести реконструкцию. Персонал, задействованный в обслуживании пассажиров в поездах и на вокзалах, будет проходить дополнительные тренинги, обучаться грамотно и квалифицированно общаться с клиентами.Олег Белозеров, президент ОАО «РЖД»
У железнодорожников слова на расходятся с делом. Так, основной объём ремонтных работ по реконструкции вокзального комплекса станции «Волгоград-1» был сделан в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018. Но и после проведения мундиаля обновление вокзала не остановилось.
Работу РЖД высоко оценил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров: «РЖД в полном объеме выполняет все договоренности. Все выполнено качественно и своевременно и уже сейчас востребовано пассажирами. На этом мы не останавливаемся: договорились о ряде проектов по модернизации сети вокзалов на территории Волгоградской области. Мы заинтересованы в развитии железной дороги на территории региона, на ее объектах работает около десяти тысяч человек. Развитие железнодорожной инфраструктуры ведет к развитию экономики региона», — отметил Андрей Бочаров.
Посмотрим, что же поменялось на практике?
За последние три года на вокзале станции «Волгоград-1» были созданы комфортные пространства для пассажиров и встречающих. Процессы получения информации о нужном направлении следования, покупки билета, ожидания поезда, отдыха в пути, отправки посылки и даже покупки сувениров максимально оптимизированы, а в основе лежит простота, удобство и доступность.
После обновления в общем зале ожидания появились вот такие массивные дубовые скамьи в стиле 50-60 годов прошлого века. Своим обликом они вписались в общий стиль вокзала, а умной начинкой с USB-разъёмами — в общую современную и технологичную концепцию вокзала. Если пассажир не успел зарядить гаджет, то может бесплатно воспользоваться Powerbank и отдать последний на следующей станции прибытия.
В общем зале ожидания максимально упрощено получение необходимой пассажирам справочной информации. Интерактивная девушка очень похожая на живого сотрудника расскзаывает о преимуществах бизнес-зала.
Такие же интерактивные сенсорные табло с удобной навигацией позволяют как самостоятельно выбрать интересующий раздел, так и связаться с администратором вокзала. Компетентный сотрудник в режиме онлайн общения ответит на все интересующие пассажира вопросы. Например, когда ближайший поезд, отправляющийся со станции Волгоград-1 до Москвы.
Работу диспетчерского онлайн-центра, который расположен в Волгограде, но в онлайн режиме работает для вокзалов ПривЖД и Северного Кавказа, проверил начальник железнодорожного вокзала «Волгоград-1» Александр Белянский. С тем же самым вопросом к диспетчеру может обратиться и любой пассажир.
— Благодаря интерактивному табло можно узнать всю информацию о вокзале, паспорте доступности, схему перемещения, информацию о поезде, — продолжает Александр Белянский.
В автоматическом режиме работают электронные табло и голосовые объявления, информация при этом поступает из единого диспетчерского центра. На вокзале повсеместно работает Wi-Fi.
Зал ожидания также украшает тематическая фотозона с атрибутикой военных лет. А прибытие в начале мая «Воинского эшелона» в честь Дня Победы — традиционное знаковое событие.
Современные дизайнерские и функциональные решения с первого взгляда заметны и в кассовом зале. Например, электронная очередь исключает толчею и ажиотаж около касс.
— Здесь мы видим кассы нового типа. Открытые кассы, где пассажир, когда приобретает билет, видит кассира в специальной форменной одежде, - пояснил Александр Белянский.
Одна из касс адаптирована для маломобильных групп населения. В зале смонтированы пониженные прилавки кассовых окон с установкой тактильных поверхностей и индукционного оборудования соответственно для слабовидящих и слабослышащих граждан.
Вообще маломобильным гражданам на вокзале обеспечено максимальное удобство. По заявке такого пассажира бесплатно встретят прямо на перроне и помогут в перемещениях. По всему внутреннему пространству вокзала имеются пандусы и съезды, а также же два лифта. Новые подъемники позволяют доставить пассажиров с ограниченными возможностями на второй этаж и на платформы.
Впрочем, пользуются лифтами и обычные пассажиры Один из них ведет на второй этаж в зал повышенной комфортности, где можно скоротать время во время ожидания своего поезда.
Бизнес-зал расположен на первом этаже. Его круглосуточный режим с зонами для отдыха и работы идеален для деловых людей. Вот в таком мобильном кабинете с шумоизоляцией удобно воспользоваться компьютерами и оргтехникой, а в специальной комнате комфортно вести переговоры.
После того, как бизнес-зал железнодорожного вокзала Волгограда присоединился к международной программе лояльности DragonPass, ее участники получили возможность посещать бизнес-зал без дополнительной платы.
Есть в здании вокзала даже гостиница, рассчитанная на 16 номеров, с вполне демократичными ценами — от 1200 рублей за сутки пребывания.
На вокзале Волгоград -1 запущена система «Умный вокзал». Работа основных систем жизнеобеспечения комплекса отслеживается автоматизированным диспетчерским центром. То есть специальные датчики в круглосуточном режиме фиксируют информацию о температуре воздуха, освещенности, подаче воды и обеспечивают наиболее комфортные для пассажиров параметры.
Этим «думающим» коммуникациям вокзала в плане «умной» начинки не уступает фирменный поезд «Волгоград-Москва», имеющий в составе комфортабельные инновационные вагоны сдвоенного типа.
На вокзале станции Волгоград для снижения риска распространения инфекционных заболеваний работает инфракрасная система измерения температуры тела бесконтактным способом. Она установлена в досмотровых зонах. Внешне система состоит из датчика, который выводит показатели температуры тела пассажира на компьютерный монитор. Если температура повышенная, то система подает звуковой сигнал. А к человеку приглашают медицинского работника для дополнительных консультаций.
В залах ожидания установлены санитайзеры с антисептическими средствами для обработки рук и постоянно проводится комплексная дезинфекционная обработка вокзальных помещений.
Волгоград один из 260 городов, где есть возможность принять и отправить корреспонденцию и малогабаритные посылки. К отправке принимаются документы, вещи, а также корреспонденция общим весом до 10 кг.
Среднего размера посылка до Москвы обойдется в 750 рублей, до Саратова — в два раза дешевле. Получить ее можно в аналогичном пункте на вокзале города получателя. При желании можно заказать и доставку на домашний адрес.
Если пассажир забыл что-то ценное (документы, гаджет, часы) в поезде или на вокзале, ему в течение 30 дней с момента потери необходимо заполнить электронную заявку в разделе «Услуги и сервисы» на официальном сайте ОАО «РЖД».
При указании имени, номера билета, телефона, электронной почты и последних четырех символов номера документа, по которому был куплен, есть очень хорошие шансы отыскать забытую вещь, поскольку проводники и работники вокзала ориентированы на сохранение утерянных вещей и передачу их в специальную службу.
В общем и целом вокзал Волгоград-1, с которого для многих туристов и начинается знакомство с городом-героем, оставляет ощущение продуманного и комфортного пространства, где чувствуешь себя во всех смыслах в безопасности, и где практически невозможно заблудиться, запутаться в поездах и даже просто заскучать.