Posted 14 октября 2021, 13:00

Published 14 октября 2021, 13:00

Modified 17 октября 2022, 11:44

Updated 17 октября 2022, 11:44

Химия в быту: что стоит за её производством?

14 октября 2021, 13:00
Бытовая химия в нашей жизни давно стала неотъемлемым атрибутом. Помыть посуду или пол, продезинфицировать поверхности, постирать бельё — регулярных задач, связанных с этой отраслью, хватает у каждого. В том числе ежедневных. Как устроен этот рынок сегодня?

Рынок бытовой химии в России сегодня оценивают примерно в 300 млрд рублей. Причём его особенность в том, что практически все товары производятся внутри страны. Правда, сырьё зачастую ввозится из-за границы.

Самую большую долю в общем объёме рынка (порядка 25% продаж) составляют чистящие и моющие средства (для посуды, полов, стёкол и т. п.). Чуть меньше приходится на средства для стирки (порошки, кондиционеры, отбеливатели) и около 20% — на средства для мытья посуды. Вся оставшаяся бытовая химия, от освежителей воздуха до средств для обуви занимает примерно 30% рынка.

Моющие, чистящие и дезинфицирующие

Структура рынка на сегодняшний день такова, что почти половина продаж приходится на продукцию четырёх компаний, которые являются дочерними организациями крупнейших международных производителей. Например, в городе Клин Московской области с 2004 года работает завод по производству средств для стирки, посудомоечных машин, чистки труб и т. д. Конвейеры не останавливаются даже ночью и способны выдавать более 100 единиц товара в минуту.

Интересно, что за последний год значительно выросли продажи средств для мытья посуды, показатели по которым увеличились на 27,5%. По средствам для устранения засоров рост составил 16%, а по дезинфицирующим средствам — 10%. Заметно вырос и интерес покупателей к различного рода ароматизаторам.

Сейчас в компании прорабатывают вопрос об импортозамещении некоторых компонентов продукции, которые используются в производстве. В их числе различные красители, отдущки и т. д. Если их получится заменить российскими материалами, это даст ощутимый экономический эффект как для самого предприятия, так и для конечного потребителя.

По словам вице-президента ТПП РФ Максима Фатеева, в России созданы достаточно комфортные условия для инвестиционной деятельности в том числе в химической промышленности. В то же время он признал, что есть болевые точки, которыми нужно заниматься. В первую очередь это налоговое бремя для бизнеса и вопросы локализации производства.

Помимо общепризнанных и широко известных товаров в бытовой химии есть и более редкие, но не менее востребованные. Как правило, крупные зарубежные игроки не берут их в массовое производство, и эту нишу занимает малый или средний бизнес. Несмотря на то что этот сегмент достаточно непростой и очень конкурентный, новые производители появляются в нём достаточно регулярно.

Один из таких товаров — соль для посудомоечных машин. В магазинах она стоит в среднем 80 рублей за 2-килограммовую упаковку. Себестоимость составляет примерно 50 рублей. Она складывается из затрат на сырьё (порядка 20 рублей), упаковку, а также определённой доли на регулярные расходы: транспортные, налоги, зарплату сотрудникам и т. д. В итоге накрутка ритейлеров получается чуть ли не в двукратном размере.

Химия может быть экологичной?

Вопрос экологичности товаров бытовой химии сегодня особенно актуален. Но в полном понимании слова говорить о «натуральности» подобной продукции всё же неправильно.

«Указанные на упаковке надписи „экологичный товар“, „экопродукт“ и т. д. для товаров бытовой химии не более чем маркетинговый ход», — объясняет вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев, имея в виду, что даже в названии вида такой продукции слово «химия» уже говорит о соответствующем способе её получения.

Тем не менее, некоторые бренды делают на этом акцент, потому что используют менее агрессивные химические вещества, которые не так сильно вредны при контакте, например, с кожей. Вот уже 12 лет выпуском подобной продукции занимается Екатерина Матанцева, основавшая компанию Pure Water. За последний год оборот компании составил 240 млн рублей, в том числе 57 млн рублей — чистая прибыль. В 2009-м году эта ниша была совершенно свободной, а Екатерине хотелось стирать одежду для детей и мыть для них посуду средствами без опасных компонентов. Так родилась идея открыть собственный бизнес.

Важно понимать, что для получения «экологичного» продукта недостаточно, чтобы его ингредиенты были натуральными. На это влияет несколько факторов: как добывалось или выращивалось сырьё, как организован непосредственно процесс производства, как проводилось тестирование, какая используется упаковка и т. д. Из всех этих моментов в совокупности складывается продукция, которую в определённой степени можно назвать экологичной.

От белизны до мыла с подсолнечным маслом

По данным облпромторга, в Волгоградской области представлено более 300 предприятий химического комплекса (производство химических веществ и продуктов, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, резиновых и пластмассовых изделий, бытовой химии), в том числе более 20 крупных и средних.

Из флагманов химической отрасли в Волгоградской области на бытовой химии специализируются компании «Каустик» и «ГРАСС». Первая — настоящий промышленный гигант, и бытовая химия в производственной структуре занимает не самое важное место. В основном это моющие средства, среди которых есть и очень известные в городе товары — например, белизна, выпускаемая «Каустиком» в том числе в виде геля.

«ГРАСС» же практически полностью специализируется на бытовой химии, в том числе средствах для автомойки, клининга и пищевой промышленности. Из тех товаров, что обычно используются в домашних условиях, в линейке также большой ассортимент — начиная от мыла, гелей для душа и различных моющих составов и заканчивая освежителями воздуха, средствами защиты от насекомых и дезинфицирующими растворами. Последние, кстати, принесли (и продолжают приносить) компании хорошую прибыль за счёт повышенного спроса в коронавирусное время.

Вообще «ГРАСС» за прошлый год значительно увеличил объём активов, в том числе за счёт участия в госзакупках и льгот от региональных властей, которые поощряли производителей, выпускающих товары теперь уже первой необходимости. Выручка в общей сложности превысила 8 млрд рублей, в том числе более 1,3 млрд рублей составила чистая прибыль.

Впрочем, есть в регионе и примеры того, где продукция бытовой химии является совсем уж «прикладной». Так, Урюпинский маслоэкстракционный завод, входящий в группу компаний «НМЖК», наряду с известными всей стране соусами Astoria, майонезом «Ряба», маргаринами и томатными пастами выпускает… мыло под торговой маркой «Рецепты чистоты», в состав которого также входит подсолнечное масло.

Проблемы и перспективы

В России сейчас складывается тенденция появления общемировых брендов, которые, тем не менее, стремятся локализовать производство, минимизировав использование зарубежных компонентов.

— Российский рынок особенно выгоден тем, кто хочет выйти на рынок ЕврАзЭС. Все те, производства, которые расположены на территории России, как раз рассчитаны не только на отечественный рынок, они распространяют своё влияние на рынки Киргизии, Белоруссии, Казахстана и других стран, входящих в Евразийское экономическое содружество.Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты России

Эксперты уверены, что основная проблема для сегодняшнего рынка — отсутствие технического регламента на бытовую химию, который до сих пор не вступил в силу. Этот единый для ЕЭС документ не могут принять уже несколько лет. В результате деятельность компаний, занятых в этой сфере, регулируется кучей нормативных актов. А вот чёткого определения качественного и безопасного продукта ни один из них не содержит. Когда техрегламент наконец-то вступит в силу, многие проблемы будут автоматически решены, а главное — бюрократии станет меньше, а времени для продуктивного производства — больше.

Подпишитесь