Как пишет vostokmedia.com, в дискуссии приняли участие эксперты из Приморья, Якутии, Бурятии. В их числе был режиссер, сценарист и член Гильдии кинорежиссеров России Александр Мельник. Он рассказал о том, как команда, работавшая над фильмом «Монгол», занималась его продюсированием. Фильм вышел в прокат в США, и режиссер отметил, что знает на личном опыте, как тяжело на кинолентах зарабатывать. Также он подчеркнул, что в отрасли наблюдается дефицит кадров, что особенно остро ощущается на региональном уровне.
Щербаков отметил, что есть действенные меры, которые могут поддержать местное киноискусство. Среди них — система ребейтов, при которой часть средств, вложенных в кинопроизводство, возвращается, а также региональные кинокомиссии, благодаря которым можно решать бюрократические вопросы в режиме одного окна.
В тех регионах, где кинокомиссии уже работают, намного лучше условия для производства фильмов. Как отметил Щербаков, такие регионы по объяснимым причинам более привлекательны для кинематографистов.
Кроме того, Щербаков коснулся темы рентабельности кинопроизводства. По его словам, в настоящее время наибольшую прибыль приносит грамотный мерчандайзинг, а не сам фильм. Данную позицию поддержали кинематографисты из Якутии. В качестве успешного примера привели фильм «Мстители» — игра, сериалы, комиксы и сувенирная продукция принесли намного больше денег, чем было вложено в производство фильма.
Участники дискуссии согласились с тем, что ребейты — важный механизм государственной поддержки киноискусства, но систему необходимо модернизировать. По словам Щербакова, это привлекательная мера, которая окупается в значительной степени. «Киногруппы оставляют в регионе гораздо больше средств, чем бюджет тратит на эту поддержку», — заключил он.
Эксперты разделили его мнение о том, что кино — это движущая сила региона. Они отметили, что города, которые существуют благодаря кинотуризму, есть во всем мире.