С «золотой» Машей Никифоровой, как после многочисленных побед ее называют в России, и тренером Маши, Антоном Агапоновым, я встретилась на гребной базе г. Волжского. Первое впечатление — удивление: неужели эта хрупкая блондинка — мастер спорта международного класса? Но когда говоришь с ней, становится понятно: к свершениям Марию подталкивают железная воля и дисциплина, жизнь по графику и соблюдение режима. Профессиональный спорт — это не только сборы и соревнования, это постоянные тренировки дома, ведь нельзя терять форму.
Мария Никифорова: «Я спортсменка и хочу победить»
— Маша, после всей этой подвешенности из-за ковидных ограничений стало ясно, что Паралимпиада все-таки состоится. А вот лично вы как — ждали и надеялись или уже не верили, что она будет?
— Мы ее ждали еще в прошлом году и готовились, а когда с карантином все отменилось, конечно, ненадолго руки опустились. Это самое главное событие у спортсмена, к ним готовишься, стремишься. Когда ее перенесли, мы поникли, но хорошо, что просто перенесли. Сейчас все-таки надеемся, что Паралимпиада состоится.
— У вас были опасения, что Олимпиаду могут резко отменить или нашу сборную могли снять с соревнований?
— Да, были. Хотя все вышестоящие директора говорят, что все в силе, но, сами знаете, в Рио тоже собирались ехать…
— Как такое нервное напряжение сказывается на подготовке?
— Конечно, сказывается. У нас серьезный тренировочный процесс, постоянно в таком режиме находишься, на сборах по две тренировки в день.
— Какие-то изменения у вас произошли в тренировочном процессе? Например, вы тренировались до ковида и сейчас, наверняка, в ковидные времена были ограничения в тренировках?
— Да, конечно. Во-первых, нас посадили на карантин, база была закрыта, мы тренировались в домашних условиях с тренером, он составил индивидуальный план. И постоянное напряжение: мы не знали, к чему готовиться, тренировочный план был нарушен.
— Получится, что спортсмены будут выступать при полупустых трибунах, ведь болельщиков все равно рассадят подальше друг от друга. У вас есть какой-то особый настрой в связи с этим? Ведь вы не просто так выступаете, наверняка хотели бы, чтобы на вас смотрели…
— Вы знаете, мне, наоборот, морально легче будет без зрителей. Я не люблю, когда на меня смотрят. И, может, в этом плане мне как раз повезло.
— А тренер вас как-то мотивирует? Например, разговоры по душам. Или Антон просто говорит вам: «Маша, надо делать!» — и вы делаете?
— Конечно, мотивирует, мы не сдаемся, работаем постоянно и на сборы ездим. Но я сама понимаю, что нужно делать, — это мой результат, моя дальнейшая жизнь.
— За время ковидных ограничений что-то изменилось в вашем отношении к тренировочному процессу или, может, даже к самому виду спорта?
— У меня ничего не изменилось. Только то, что мы работали, готовились, должен был состояться чемпионат Европы — и в один момент его отменили. Подготовка впустую, силы потрачены, а соревнования перенесли. Эти стрессовые ситуации сказываются на организме. Форму набираешь — и тут же ее надо сбавлять, и готовиться к следующим соревнованиям. Напрягает вот эта нестабильность.
— Как вы считаете, олимпийское движение изменилось? Я сейчас не о ковидных ограничениях, а о том, что российских спортсменов прессуют, не дают выступать под своим флагом. Впечатление, что сама миссия олимпийского движения изменилась — словно это не спортивное состязание, а политическое.
— На нас это сильно отражается: всякие правила, санкции, гимн нельзя, флаг нельзя, но ты же едешь бороться за страну.
— Некоторые спортсмены считают, что это неправильно выступать без флага, гимна. С каким чувством вы будете выступать?
— Я этого события жду очень долго и готовлюсь к нему. Жаль, что не будет флага, но для меня очень важна спортивная составляющая. С флагом или без флага… Будет другой настрой, но я спортсменка и хочу победить.
Антон Агапонов: «Мы хотим и будем выступать»
— Антон, вы переживали, что Паралимпиаду могут отменить из-за ковидных ограничений?
— Она состоится и все будет хорошо. А вообще у нас в связи с ковидом и ограничениями все очень жестко. Весь тренерский состав обязали сделать прививку и по приезде в Японию нас ждет двухдневный карантин. Уже потом, в процессе соревнований, в любой момент могут взять и кровь на ковид. Мы согласились, потому что хотим и будем выступать.
— Как такое напряжение сказывается на подготовке спортсменов?
— Напряжения особого нет. Мы все уже мастера, спортсмены, профессионалы. Оно только в том, что сама по себе подготовка — это нагрузка, это подведение итогов, выводы, это лучшая грань подготовки спортсменов. А так что олимпиада, что чемпионат мира — нет особого волнения.
— Скажите, а Маша переболела ковидом? Долго она восстанавливалась?
— Была слабость, были тренировки в щадящем режиме. Мы общались с врачами, которые нам рассказывали, как правильно процесс выстраивать лучше. После отрицательного теста она начала тренироваться по ступенчатой системе и постепенно набирала форму.
— Какое-то время вы еще не были уверены, что Паралимпиада состоится, но все равно же готовились, не махнули рукой.
— Мы не думали об этом, наше дело — быть в любой момент готовыми. Например, в июне месяце планировался чемпионат Европы в Германии, а дней за 25 до этого у нас был кубок России. Когда кубок прошел, все уже понимали, что Европа не состоится, потому что чемпионат аннулировали. И неожиданно, дней за 10, Всероссийская федерация гребли на байдарках и каноэ объявила, что Чемпионат Европы все-таки состоится, но в Польше. Мы поехали, и результат достойный — Мария победила в своей категории. Еще у нас есть волгоградский спортсмен, мастер спорта Попов Максим, — он занял 8 место.
— Вы работаете только со взрослыми спортсменами или дети тоже у вас занимаются?
— Пока тренируются только взрослые. Но про нас мало кто знает, хотя работаем уже шестой год. Самый молодой в нашей команде Максим Попов, ему 26 лет. Придут 16-20-летние — будем их тренировать. Если у вас есть кто-то на примете — приглашайте в наш Центр спортивной подготовки по адаптивным видам спорта.
Волгоградка Мария Никифорова в составе национальной сборной будет участвовать в Паралимпийских играх в Токио. Она победила в отборочных соревнованиях в Москве на чемпионате России по гребле на байдарках и каноэ среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (инвалиды-ПОДА).