Posted 4 августа 2021,, 06:00

Published 4 августа 2021,, 06:00

Modified 17 октября 2022,, 11:21

Updated 17 октября 2022,, 11:21

Не быть сиесте в Волгограде: экономисты и политологи высмеяли инициативу эсеров

4 августа 2021, 06:00
Волгоградцы едва успели успокоиться после очередного предложения о переименовании областного центра в Сталинград, с которым выступили представители партии «Справедливая Россия», как эсеры анонсировали ещё одну предвыборную идею. Теперь они хотят ввести в южных регионах России официальную сиесту по испанскому образцу.

Как сообщает «НовостиВолгограда.ру», на этой неделе партия «Справедливая Россия — За правду» намерена провести пресс-конференцию в онлайн-формате, на которой представит свои аргументы в пользу изменения трудового законодательства. Эсеры считают, что в южных регионах страны в жаркое время года нужно ввести сиесту по образцу Испании, Италии и Греции. Идёт ли речь о дополнительном часе к обеду или об укороченном рабочем дне, пока не уточняется. Волгоград на мероприятии представит депутат облдумы Дмитрий Калашников.

Местные эсеры начали свою предвыборную кампанию крайне неудачно — с визита скандально известного писателя Захара Прилепина, в очередной раз предложившего переименовать Волгоград в Сталинград. Инициатива с введением сиесты также не нова — предложения сократить рабочий день или увеличить обеденные перерывы в летние месяцы звучат из уст политиков и общественников как минимум с 2013 года. Всякий раз они оборачивались пустым сотрясанием воздуха. Так что «Справедливая Россия» опять побирается на политической паперти, пытаясь вдохнуть жизнь в мертворождённые (и к тому же чужие) идеи.

Вряд ли местным эсерам удастся исправить ошибки своей пиар-кампании и привлечь симпатии избирателей обещанием сиесты. Волгоградская область — регион с жарким климатом и традиционно развитым сельскохозяйственным сектором, но волгоградские аграрии в сиесте не нуждаются (они и так стараются не выгонять своих работников под палящее солнце). Промышленные предприятия не могут себе позволить час полного простоя, равно как и малый бизнес. На кого ориентировано предложение эсеров — большой вопрос. Экономисты считают, что инициатива «Справедливой России» имеет мало общего с реальностью.

Во-первых, за чей счёт будет этот аукцион невиданной щедрости? Кто будет оплачивать эту сиесту? Либо предприятиям и организациям придётся нести дополнительные траты, либо они будут вынуждены продлевать рабочий день до вечера. Не думаю, что население этому сильно обрадуется, — отмечает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Волгоградского института управления (филиал РАНХиГС) Виктор Молоканов. — Во-вторых, страны, где практикуется сиеста (Испания, южная Италия), в экономическом плане не сильно благополучны относительно остальной Западной Европы. Там высокая безработица, более низкая заработная плата, чем на севере Европы. Так что какого-то благоприятного экономического эффекта от сиесты не обнаруживается, по крайней мере на первый взгляд. Это идея яркая, эмоциональная, но бесперспективная в России. У нас нет ни практики, ни опыта такого — поменять ментальность вряд ли получится.

Малый бизнес от предложения эсеров тоже не в восторге — одни предприниматели считают, что даже незначительный простой посреди рабочего дня приведёт к убыткам, другие указывают, что их сотрудникам и без сиесты вполне комфортно в хорошо кондиционируемых помещениях. Политологи же склонны полагать, что «Справедливая Россия» занимается банальным предвыборным популизмом.

Я могу сказать, что все инициативы «Справедливой России» абсолютно ничего не стоят. Это карликовая партия, которая, возможно, вообще не попадёт в следующий состав Госдумы. Было много разных инициатив и от неё, и от других таких же карликов, и все эти инициативы прежде всего направлены на то, чтобы привлечь к себе внимание. Ничего серьёзного за ними не стоит, — уверен волгоградский предприниматель и политолог Вячеслав Кузьменко. — Сильно сомневаюсь, что эта инициатива будет как-то реализована. Через пару недель после выборов никто о ней не вспомнит. У нас таких традиций нет — мы всё же не латиноамериканская страна, не Италия, не Испания, не Мексика. Смешно вообще говорить о каком-то разрыве рабочего дня.

Предприниматель отмечает, что для Волгоградской области более насущным был бы вопрос не о введении сиесты, а о корректном выборе часовой зоны. В любом случае, представители всех основных сфер в состоянии самостоятельно решить, как им работать и какой график устанавливать сотрудникам: аграрии ещё с советских времён уходят на «долгий обед» в жаркое время суток, на промышленных предприятиях режим труда определяют их собственники, а в общепите или торговых центрах сиесту в принципе невозможно представить.

Впрочем, некоторые эксперты допускают, что в идее об изменении режима труда и отдыха в России есть некое здравое зерно. Но и они говорят скорее не о сиесте, а о более прогрессивных предложениях. Например, волгоградский политолог Александр Сайгин полагает, что «Справедливой России» следовало бы мыслить глубже и предлагать создавать на заводах Волгограда специальные комнаты для отдыха рабочих.

Сейчас за окошком температура в тени — под сорок градусов. В такую погоду, по-хорошему, надо бы давать сотрудникам передышку. Но тогда надо выступать не только за сиесту, но и за то, чтобы на предприятиях с особо тяжёлыми условиями труда создавались «холодные» комнаты отдыха — кондиционируемые, с водой и так далее. Аналогичные комнаты, по московскому и европейскому образцу, должны бы появиться во всех госучреждениях, чтобы любой человек, если ему чересчур жарко, мог туда зайти и выпить воды, — указывает Александр Сайгин. — В целом инициатива, я считаю, хорошая, но практически не реализуемая. Для этого необходимо вносить поправки в трудовое законодательство и предлагать другим партиям эти поправки поддержать.

В любом случае, есть большие сомнения, что сиеста на волжских берегах из банального предвыборного «вброса» станет реальностью. В самом лучшем случае предложение эсеров послужит сиюминутным поводом для дискуссии в соцсетях — и оно уж точно не поможет «Справедливой России» восстановить свою разрушенную скандалами репутацию.

"