. В тот же день в Царицын (ныне — Волгоград) прибыл первый пассажирский поезд из Борисоглебска. Таким образом было организовано железнодорожное сообщение между Царицыном и Москвой.
В конце XIX — начале XX вв. вблизи станции Царицын-1 были построены паровозное депо, железнодорожные мастерские, больница, железнодорожный вокзал с двумя залами для пассажиров, гостиничными номерами и буфетом. Ежедневно через станцию курсировали шесть пассажирских поездов.
В 1925 году станция Царицын-1 была переименована в Сталинград-1.
В годы Великой Отечественной войны через станцию Сталинград-1 проходил непрерывный поток эшелонов, доставляющих боеприпасы и бойцов Красной Армии к фронту, а в обратном направлении — эвакуированные промышленные предприятия и мирное население. Во время интенсивной бомбардировки 23 августа 1942 года вокзал и практически вся железнодорожная инфраструктура были разрушены. После окончания Сталинградской битвы на восстановление станции понадобилось несколько месяцев. Весной 1943 года станция Сталинград-1 вышла на довоенную мощность.
В настоящее время станция Волгоград-1 является одной из крупнейших пассажирских станций Приволжской магистрали. Протяженность её путей составляет около 4 км. Круглосуточную работу стратегического объекта обеспечивают более 2 тыс. железнодорожников — сотрудников станционного и вокзального комплексов, путейцев, вагонников, машинистов, а также специалистов, обслуживающих железнодорожную автоматику и телемеханику. Ежесуточно через станцию проезжают более 100 пассажирских и грузовых составов. При этом вокзальный комплекс посещают более 4 тыс. волгоградцев и гостей города.