Новые штрафы для волгоградских водителей: камеры начнут контролировать включение фар

Новые штрафы для волгоградских водителей: камеры начнут контролировать включение фар

23 июля 2021, 17:29
Дорожные камеры с 1 сентября начнут фиксировать новый вид нарушения ПДД — езду без ближнего света фар или дневных ходовых огней. Нововведение коснётся 12 регионов, в том числе Волгоградской области. Разбираемся, что это за новшество и как оно повлияет на безопасность дорожного движения.

Камеры научатся определять, включены ли внешние световые приборы на автомобиле. Осенью сразу в 12 регионах будет доступна новая технология на основе нейросети, которая сможет идентифицировать работу фар и дневных ходовых огней. Помимо Волгоградской области, изменения затронут Москву, Тверь, Крым, Ульяновск, Омск, Иркутск, Красноярск и другие города.

Как уточняет портал Autonews.ru со ссылкой на гендиректора компании «Астралаб» Сергея Ласкина, которая и занимается внедрением новой технологии, никаких дополнительных комплексов на дорогах устанавливаться для этого не будет — нейросеть просто «пройдёт» дополнительное обучение, во время которого её натаскают на распознавание ещё одного нарушения.

Функцию обещают внедрить к концу лета, но регионам оставят право самим решать, когда начинать ей пользоваться. Она призвана повысить культуру автомобилистов в отношении требования ПДД, касающегося обязательного включения ближнего света фар либо дневных ходовых огней (в том числе в светлое время суток). За нарушение этого правила предусмотрен штраф 500 рублей.

Как камера будет определять работу фар?

Определить, включены ли фары или ходовые огни в яркий солнечный день, достаточно проблематично. Однако умная нейросеть на основе прописанного алгоритма сможет вычислять, пропускает ли оптика свет. В сравнении с человеческим глазом это намного более совершенный «определитель». «Нейросеть работает по принципу подобия. Запомнив десятки вариантов фар в разных ракурсах, она затем сможет различить световые приборы на любой машине. А уже после этого она определит, включены ли они», — поясняет Сергей Ласкин.

Основная задача нововведений — приучить водителей включать фары в тёмное время суток. Днём её важность не столь высока, хотя бывают ситуации, когда и в такой период включенные световые приборы могут повлиять на безопасность движения. Например, в теневых участках, в тоннелях и т. д. Далеко не каждый автомобилист будет вспоминать перед въездом в тоннель, что ему нужно включить фары, особенно если он недлинный.

В чём могут быть сложности

У экспертов, впрочем, есть вопросы к алгоритму работы новой технологии. Основные сомнения связаны со способностью подстраиваться под нестандартные конфигурации фар, которые сейчас нередко устанавливаются на современные авто. Если у водителя стоят необычные фары, особенно светодиодные, поток света будет немного отличаться, и нейросеть в теории может запутаться, определяя, включена она или нет. «С переходом на светодиодные источники у дизайнеров появилась возможность создавать достаточно произвольные конструкции фар и дневных ходовых огней, например, тонкой полоской. Распознает ли их камера при неблагоприятных условиях — большой вопрос», — выражает скептицизм специалист в области фото- и видеофиксации Григорий Шухман.

Непонятно пока и как нарушения будут подтверждаться документально. Если с фотографией превышения скорости или выезда на полосу всё достаточно очевидно, то чёрно-белый снимок машины далеко не всегда будет понятным с точки зрения доказательства. Особенно, если учесть второстепенные факторы (фон, погодные условия, ракурс и т. д.).

А стоит ли беспокоиться?

На большинстве современных автомобилей дневные ходовые огни включаются автоматически одновременно с запуском двигателя. В этом смысле задумываться об их включении днём придётся только владельцам более старых машин. А в тёмное время суток водители и так едут со светом фар и габаритов, за исключением разве что совсем отмороженных индивидов. Но таких и штрафами не перевоспитаешь.

На мой взгляд, применение технологии определения работы дневных световых огней за счёт искусственного интеллекта несколько преждевременно, т. к. любые блики могут привести к погрешности программы и соответственно необоснованным штрафам. Тестировать технологию и увеличивать число объектов машинного обучения, конечно же, можно, но штрафовать пока ещё слишком рано, ведь следом за необоснованными штрафами полетит опротестовывание их, что подорвёт доверие ко всей системе подобного определения правонарушений.Эдгар Петросян, активист волгоградского штаба ОНФ

Приживётся ли новая технология в российских регионах и в частности в Волгоградской области, пока судить не берутся даже автоэксперты. В целом ничего критичного это нововведение сулить не должно, но подводные камни всё равно могут появиться, поэтому в любом случае придётся ориентироваться уже по ситуации.

#Общество #Автомобили #Новости #ПДД #Штрафы #Автомобилисты #Сергей Кузнецов
Подпишитесь