Чтобы узнать ответы на эти вопросы, корреспонденты издания «НовостиВолгограда.ру» пообщались с директором международного детского модельного агентства, имеющего филиал в Волгограде, Оксаной Аристовой. Кроме того, для объективности картины мы взяли экспертные комментарии у детского омбудсмена Нины Болдыревой и психолога, специализирующегося на работе с детьми, Натальи Тодоровой.
Индустрия детского модельного бизнеса в России набирает обороты, филиалы модельных школ для детей и подростков открываются в разных городах. Однако для большинства родителей само понятие модельный бизнес, особенно с уточнением в виде слова «детский», остается чем-то далеким и чужим российской действительности. И тем не менее, только в филиале детского модельного агентства, возглавляемом Оксаной Аристовой, в данный момент занимается свыше 80 волгоградских детей.
— Часть детей к нам приводят родители, но иногда бывает так, что это дети, услышав о школе моделей, уговаривают отдать их на обучение. Самый лучший вариант, когда желание всех членов семьи совпадают. Вообще, по опыту я бы разделила родителей на несколько категорий. Первые, те, кто приходит для развития своего ребенка. Собственно модельная школа при агентстве и наши преподаватели этим и занимаются. Вторая категория родителей заточена на результат — чтобы ребенок непременно стал моделью. Есть категория мам, которые хотят закрыть свои гештальты и увидеть в детях то, что не удалось реализовать им самим. Есть и те, кто просто хочет иметь на выходе красивые фотографии и некую приятную историю, положительный опыт.
Как выяснилось, пренебрежительный стереотип о том, что дефилирование — простое, а по мнение некоторых, и пустое занятие, очень далек от действительности. Напротив, это серьезные физические и психические нагрузки. Конечно, в период обучения дети обходятся одним уроком в неделю. Но модели- профессионалы, а ими могут стать и дети, могут проводить на мероприятиях по 10-12 часов. Кроме того, чтобы освоить ту же красивую походку, нужно по нескольку часов заниматься дома, осваивая базу, данную в школе моделей.
— Структура нашей компании такова, что есть головной офис, который занимается продвижением детей, выстраиванием стратегии. Есть модельное агентство. Оно ориентировано на проведение детских показов, конкурсов красоты, рекламных компаний и съемок для различных брендов. Школа же при агентстве ориентирована на то, чтобы подготовить детей, — рассказывает Оксана Аристова. — В нашем волгоградском филиале с детьми занимаются пять педагогов, которые преподают шесть предметов. Основные — это дефиле, то есть, как держать себя на подиуме, представлять одежду и фотопозирование — тоже целая дисциплина, как красиво получаться на фотографиях. А также актерское мастерство и сценическая речь, этикет — как вести себя в разных ситуациях и обстоятельствах и последнее — детский фитнес.
Некоторым вещам, например, тому же этикету в общеобразовательной школе детально не учат, а это было бы полезно. Даже если ребенок не станет профессиональной моделью, у него будет правильная осанка, умение и желание фотографироваться (не путать с кривляться перед камерой). Здесь, конечно, есть риск, что ребенок, что называется «зазвездится», но в целом полученные развивающие навыки — это хороший задел, который можно будет использовать во взрослой жизни. Об этом говорят многие детские психологи, правда, с оговоркой, что родителям процесс получения ребенком новых знаний нужно контролировать.
Все идет из семьи и зависит от воспитания. Как родители донесут до ребенка важность и полезность этого занятия — новый опыт, умение фотографироваться, девочкам красиво ходить, держать осанку. То есть то, какие установки вкладывают в ребенка. Если родители ориентированы только на зарабатывание денег любым путем, это не очень хорошо. Если ребенок сам проявляет инициативу, эмоционально ярко воспринимает эти подиумы, наряды, тут роль родителей — смотреть на это все, делать прогнозы, настраивать ребенка, объяснять. Здесь опять же важны ценности самих родителей. Насколько они прогрессивные или консервативные. Наталья Тодорова, детский психолог
Схожее мнение про определяющую роль родителей в правильных мотивациях и установках для ребенка высказала и детский омбудсмен в Волгоградской области Нина Болдырева.
— Если говорить о высокой моде, это искусство, и нет, наверное, плохого в участии детей в показах детской моды. Но, как это бывает, высокое соседствует с низким, низкопробным и низменным. Вот от этого детей надо оберегать. И думать и заботиться об этом в первую очередь должны родители.
Изучив форумы, где родители делятся мнением о детском модельном бизнесе, корреспонденты издания «НовостиВолгограда.ру» пришли к выводу, что в российском обществе достаточно сильны осторожные и даже протестные настроения относительно такого рода занятий.
— У меня стойкое предубеждение против модельного бизнеса — таких, как Водянова, единицы на миллионы, и не только красивая внешность важна, есть еще масса факторов, которые от девочки не зависят. Остальные из этого бизнеса в лучшем случае просто уйдут, в худшем — с огромными тараканами в голове. Зачем оно надо.
— За деньги в эти школы берут всех, даже страшненьких, говоря довольной матери, что ее ребенок имеет оригинальную, неординарную внешность. Крутиться в этом бизнесе — на любителя. Большая конкуренция и борьба даже за маленькие контракты. Что полезного для развития может там получить ребенок, не представляю. Зависть, желание подороже себя продать, умение долго накладывать макияж и крутиться перед камерой — не самые полезные навыки.
Встречаются даже категоричные мнения явно с долей преувеличения, что на выходе из школы моделей вместо целеустремленного ребенка может получится чадо с мотивациями эскортницы и желанием подороже продавать свое очарование и красоту. Правда, почти все такие хейтерские комментарии по принципу «не пробовал, но осуждаю». Таких, кто решился, но разочаровался практически нет. Это говорит о том, что люди знают, какие навыки хотят развить в своих детях.
— Племянница ходила год или два. Лет 11-12 ей было. С целью раскрепоститься, научиться позировать на фото, краситься и ухаживать за собой, их этому учили.
— Для ребенка это fun, развлечение которое не несет в себе никакого отрицательного опыта. Зато потом приятно иметь журнал, где на обложке любимая рожица. У каких-то детей есть особый шарм с рождения и фотогеничность. Снимают же разных детей в рекламе и т. д. почему это не может быть свой ребенок?
После обучения в большинстве модельных школ ребенок выносит не только багаж знаний, но и вполне конкретные сертификаты — часто первые в своей жизни профессиональные документы, рассказывает Оксана Аристова.
— Базовый курс в нашей школе рассчитан на 9 месяцев. После него ребенок получает сертификат международного образца о том, что он закончил модельное агентство и у него есть навыки. Далее он может дальше самостоятельно развиваться и даже где-то работать. Плюс ребенку дается персональный сайт модели. Это такое электронное портфолио из его лучших 10-12 фотографий. С ними родители смогут затем самостоятельно искать для себя кастинги и продвигать своего ребенка. Помимо базового курса есть профкурс для развития в моделинге. Там обучение чуть дольше 7 блоков по 3 месяца. Кроме того фото всех детей, прошедшие обучение, размещены нашем общем сайте в разделе по городам в открытом доступе.
Стоит помнить, что модельная индустрия имеет свои четко очерченные типажи и ее сложно назвать толерантной. Такие понятия как бодипозитив или утверждение «полюби свое тело таким, какое оно есть» не совсем из области модельного бизнеса.
— Вообще типажи разные. Strange look, когда ищут интересные нестандартные лица, например, заячья губа или ассиметричное лицо. Есть «коммерческое лицо» — красивое во всех смыслах, используемое в рекламе, есть strong face — сильное лицо. Все они более или менее востребованы, — поделилась опытом директор детского модельного агентства. — У нас есть дети, которые входят в топ-состав, это около 10% обучающихся. Именно у них самый большой шанс получить хорошее предложение. Сейчас для одной девочки есть предложение из Китая, родители с этой целью ее в школу и отдавали — ради будущей хорошей карьеры.
Однако нужно отдавать отчет, что не все дети статные и красивые, хотя для конкретного родителя его чадо, естественно, самое лучшее.
— Иногда ребенок полный, но у девочки при этом вполне женственная фигура, есть, конечно, и такие физиологические особенности, которые не подходят ни под какой стандарт. Если ребенок не формат, тут ничего не поделаешь, возможности нужно оценивать трезво. Но на обучение мы берем всех желающих, кастинга нет. Школа в первую очередь нацелена на развитие ребенка, а не на его карьеру. Есть разделение на три возрастные категории. Младшая группа дети 3-6 лет, средняя 7-10 лет и старшая 11-14 лет. После пробного занятия, включающего, например, фотопозирование, наши двери открыты для желающих.
Как выяснилось, волгоградские модельные школы пользуется у девочек большей популярностью, чем у мальчиков. Соотношение примерно 70 на 30 процентов. Причем, чем мальчик становится старше, тем сложнее его заинтересовать подобным хобби.
Распространенный вопрос — сколько будет стоить сделать из ребенка модель, не вполне корректен. Он зависит от большого количества субъективных факторов, например, природных данных, а сам результат никто не гарантирует.
На начальном этапе в период обучения в школе моделей расходы сопоставимы с ежемесячной оплатой в волгоградских спортивных секциях — в районе 3-4 тысяч рублей. Не каждый волгоградский родитель готов раскошелиться на такую сумму.
Дополнительные расходы в виде платы за макияж, прическу опять же в период обучения не требуются, поскольку ежемесячные съемки и проекты детская модельная школа организует сама и обеспечивает присутствие визажистов и парикмахеров за свой счет.
Некоторых расходов может потребовать необходимый комплект одежды и обуви для ребенка. Стереотип о дорогих нарядах не верен. В них нет ничего эксклюзивного. Как правило, это леггинсы, обтягивающая однотонная майка, светлые и черные однотонные туфли, белые кеды.
Если во взрослом бизнесе один только макияж и укладка может растянуться на часы, то в детском формате создание образа, по словам нашей собеседницы, занимает буквально 10-15 минут, то есть о повышенных нагрузках для детей также говорить не приходится. Правда, этому предшествуют часы теоретических занятий по тому же фотопозиррованию.
Думается, самым естественным будет сценарий, когда родители знакомят ребенка с той или иной спортивной секцией, развивающими курсами или школой моделей и дают почувствовать все радости и трудности такого обучения. Но последнее слово должно остаться за самим юным учеником. Ведь у него уже есть свои взгляды на собственную жизнь и на то, чему в ней есть место, а что можно обойти стороной.
Фотоматериалы предоставлены детским модельным агентством «Happy kids»