Posted 10 июня 2021, 10:37
Published 10 июня 2021, 10:37
Modified 17 октября 2022, 11:20
Updated 17 октября 2022, 11:20
Пассажиры стали отслеживать время прибытия транспорта на остановку, а с помощью интернет-сервисов можно на карте смотреть, где в данный момент находится конкретный автобус, троллейбус или трамвай. Спустя три с лишним года число умных остановок перевалило за сотню, а навигация помогает в режиме реального времени следить за дорожной ситуацией. Однако возможности навигационных систем совсем не ограничиваются транспортной сферой. Сегодня они помогают ориентироваться в общественных местах, контролировать работу сотрудников, изучать местность по спутниковым снимкам и т. д.
Точных данных по объёму российского навигационного рынка нет. По приблизительным оценкам экспертов и участников отрасли, он составляет порядка 150 млрд рублей. При этой более половины этой суммы (80 млрд руб.) приходится на системы мониторинга автотранспорта. Персональные навигаторы, которые можно брать с собой в путешествие или на охоту/рыбалку, занимают около 20% рынка (30 млрд руб.). Столько же составляет доля навигационных систем, используемых внутри помещений. Ещё два достаточно заметных на рынке сегмента связаны с узкоспециализированным использованием навигационного оборудования — это геодезия и картография (7 млрд руб.). И совсем небольшую часть (около 3 млрд руб.) занимают навигаторы для сельского хозяйства.
Помощники и спасатели
Большинство представленных на российском коммерческом рынке навигаторов — импортные. Впрочем, есть определённые сегменты, в котором отечественные производители тоже играют довольно весомую роль. В числе таковых — оборудование для систем экстренного реагирования при авариях. Первая подобная модель появилась в России в 2015 году. Суть заключается в том, что система «ЭРА-ГЛОНАСС» позволяет установить место ДТП, определить степень его тяжести и направить туда ближайшую карету скорой помощи. Сегодня такая система устанавливается на каждый новый автомобиль, независимо от того, производится ли он в России или ввозится в нашу страну.
Первое оборудование для «ЭРЫ-ГЛОНАСС» разработала пермская компания «Форт-Телеком». Тогда рынок навигационных систем был достаточно свободен, и можно было спокойно снимать сливки, зарабатывая на этом хорошие деньги. Но в компании решили по-другому.
— Если бы мы в то время продавали приборы по $400-500 за штуку, как это делали некоторые производители, мы бы получили временный коммерческий эффект, и сейчас бы у нас не было занято более 60 конвейеров и более 110 моделей автомобилей, в которых установлено наше оборудование, — рассказывает директор по развитию и совладелец компании «Форт-Телеком» Владимир Макаренко.
На рынке навигации «Форт-Телеком» зарабатывает более 60% прибыли. 800 млн рублей — за счёт прямых поставок датчиков «ЭРА-ГЛОНАСС» на конвейеры, остальное — благодаря продаже оборудования для коммерческого автотранспорта. Это важно как в сфере грузовых, так и пассажирских перевозок. Умная система может не только отслеживать местонахождение конкретной машины, но и обеспечивать мониторинг за состоянием водителя и определять нужные параметры движения автомобиля.
От магазинов до картографов
Средняя маржинальность производства навигационного оборудования на сегодня составляет 10-12%, но компании нашли способ заработать больше за счёт продаж программного обеспечения, а также оказания сопутствующих услуг — обслуживания, анализа данных и консалтинга. Особенно популярен такой комплексный подход в сегменте навигаторов для помещений. Они устанавливаются на стенках и под потолком и ориентируют человека, подсказывая направление. Сегодня такие датчики есть на многих российских вокзалах и крупных магазинах — вместо привычных указателей.
Такие устройства разрабатывает компания Navigine из Сколково. По словам её коммерческого директора Петра Казакова, ритейлеры видят в датчиках подобного типа один из способов помочь покупателям быстрее найти нужный товар, и как следствие — увеличить средний чек.
Второе глобальное направление в сегменте навигационного оборудования для помещений — устройства геопозиционирования, которые нужны, чтобы отслеживать перемещение людей или товара внутри предприятия (например, на складе). Для организации может быть важно не только местонахождение, но и время пребывания персонала в той или иной зоне.
С навигацией тесно связана и работа геодезистов и картографов. Высокая точность определения координат может помочь при проведении аэрофотосъёмки и составлении карты местности, или же для отслеживания месторождений, которые планируется разрабатывать.
Обязан — не значит хочу
Во многом спрос на рынке навигационного оборудования стимулирует правительство, которое за счёт введения различных требований и норм фактически вынуждает промышленные и особенно транспортные предприятия вкладывать деньги в навигацию. Для производителей также существуют свои нормы, и чаще всего выполнить их под силу компаниям с государственным участием, тогда как частному бизнесу приходится намного сложнее.
«Мы считаем, что небольшие фирмы должны обязательно сотрудничать с крупными компаниями и предприятиями. Не только для производства, но и для научных разработок, и для развития импортозамещения», — уверен вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев.
Другое дело, что зачастую рынок диктует свои условия, а правительство — свои. Многие перевозчики оснащают свой автопарк навигационными системами и платят за их обслуживание исключительно из-за того, что это является обязательным требованием. Как рассказал изданию «НовостиВолгограда.ру» владелец одного из волгоградских автотранспортных предприятий, на каждый автобус ему пришлось установить навигационное оборудование на 20 тысяч рублей, и это ещё минимум. Плюс ежемесячное их обслуживание стоит порядка тысячи рублей на каждую единицу транспорта.
На деле же, по признанию коммерсанта, реальная польза от навигаторов больше ощущается всё же в грузовых перевозках, чтобы водитель не отклонялся от маршрута, не работал на сторону и т. д. В пассажирских же, как правило, всё проще. С людьми в салоне водитель вряд ли свернёт с установленного маршрута, да и ограничители скорости сейчас устанавливаются на них заранее. А вот для водного и воздушного транспорта актуальность навигаторов намного выше.
Тотальный контроль — утопия
Чтобы развивать в России систему высокоточной навигации, потребуется устанавливать огромное количество базовых станций — как для сотовой связи. На сегодняшний день их насчитывается около 2500 на всю страну, что не позволяет в достаточной степени охватить даже европейскую часть. Столь масштабную работу по расширению сети станций государство отдельно от бизнеса не потянет. Но и чтобы привлечь частный капитал, потребуется ослабить регулирование этой части рынка. Весной в Торгово-промышленной палате обсуждали возможные поправки в законодательство, но их рассматривают вместе с общими мерами поддержки электронной промышленности — в ТПП РФ считают, что развитие навигации должно идти в ногу с электроникой.
Но, как видим, на практике зачастую навигационные системы навязываются государством. Автотранспортные предприятия вынуждены устанавливать дорогостоящее оборудование и регулярно вкладываться в их обслуживание, тогда как на выходе никакой реальной пользы это компании не даёт. Повсеместное проникновение навигации практически во все сферы жизни — естественный процесс. И глупо было бы отрицать те плюсы, которые мы получаем, благодаря использованию этих устройств. Но где-то должна быть грань, за которой польза и помощь превратятся в тотальный контроль, опасный для общества.