Posted 14 мая 2021, 13:57

Published 14 мая 2021, 13:57

Modified 17 октября 2022, 11:16

Updated 17 октября 2022, 11:16

На фронтах взаимодействия бизнеса и власти

14 мая 2021, 13:57
В России, судя по всему, оформился еще один фронт взаимодействия между бизнесом и властью: отказ от рыночных механизмов ценообразования в АПК.

Совет Федерации предложил правительству проработать дополнительные меры по сдерживанию цен на ГСМ, минеральные удобрения, сельхозтехнику и оборудование в период проведения сезонных полевых работ. Такие предложения содержатся в постановлении палаты по итогам выступления в Совфеде министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева в конце апреля.

Напомним, еще в марте Дмитрий Патрушев пожаловался верхней палате на сопротивление, с которым встретились попытки его ведомства заморозить цены на минеральные удобрения до 1 июля, якобы, для обеспечения аграриев под весенний сев. «Давайте ускорять, потом это уже никому не надо будет», — отреагировала спикер Совфеда Валентина Матвиенко. Интересно, что на тот момент посевная в России шла уже более месяца.

На сегодняшний день посевная кампания охватила все федеральные округа, яровой сев завершен более чем на 40%, более 80% площадей под озимыми уже подкормлено. Более 95% удобрений под весенний сев уже добрались до хозяйств. В ряде регионов накопления даже превысили план: в Ульяновской области более чем на 35%, в Белгородской — почти на треть, на Алтае и в Липецкой области — на четверть. Амурская область, попавшая в фокус внимания СМИ в феврале, в апреле также доложила о росте запасов минудобрений на четверть. Задача по увеличению внесения минеральных удобрений будет выполнена благодаря сотрудничеству с Российской ассоциацией производителей удобрений (РАПУ) и руководителями предприятий-производителей, отметил глава АПК региона Олег Турков. Всего же, по данным Минсельхоза, с начала года аграрии увеличили закупки минеральных удобрений на 20%.

Неудивительно, что сами аграрии встретили предложения сенаторов без особенного интереса. По мнению вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута, заморозка цен не нужна, потому что для ярового сева и подкормки озимых все закуплено. «Основная часть удобрений под весенний сев уже куплена, они поставлены», — соглашается гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.

Подход — круглый год

Стоит, впрочем, отметить, что предложение верхней палаты касается не только весеннего сева, а сезонных полевых работ вообще. В России они продолжаются десять месяцев в году. Например, начавшись в этом году в феврале в Крыму и Ставрополе, они завершатся не ранее конца ноября в Сибири. Получается, парламентарии предлагают правительству отправить на длительную и практически непрерывную заморозку рыночные механизмы сразу нескольких смежных с АПК отраслей.

И это по меньшей мере странно, если вспомнить, что в нашей стране круглогодично, и уже несколько лет подряд успешно применяется методика ценообразования ФАС России на минудобрения. Согласно ей, цены не фиксируются, а определяются на базе мировых биржевых/небиржевых индикаторов и на базе отпускных экспортных цен, уменьшенных на логистическую составляющую. В свою очередь, производители удобрений реализуют собственный комплекс мер по сдерживанию цен в условиях резких изменений макроэкономической ситуации. Эффективность этих мер налицо: на сегодняшний день в России уже полным ходом реализуются два основных сценария удорожания удобрений: рост цен на сырье в России и давление мировых рынков.

С декабря прошлого по апрель этого года цена на аммиак — основной ингредиент азотных удобрений выросла почти вдвое, а на серу — более чем в 2,5 раза. В 3,5 раза поднят налог на добычу полезных ископаемых — главного источника фосфора и калия: только в 2021 году это обойдется производителям в дополнительные 6 млрд руб. затрат. Ситуация усугубляется инфляцией в мировой экономике: после 40% падения цен на удобрения в 2019–2020 гг. на рынке идет восстановительный рост.

Тем не менее, как свидетельствуют данные Росстата, цены на минеральные удобрения на внутреннем рынке по-прежнему ниже, чем в 2015 году. А сам подход к сдерживанию цен был не раз одобрен Правительством России.

Режим максимального комфорта

Для российских сельхозпроизводителей методика обеспечивает комфортный режим более низких цен по сравнению с экспортным паритетом и ценами минеральных удобрений на рынках стран-конкурентов: Евросоюза и США. Российским аграриям удобрения обходятся в среднем на 20-30% дешевле, а в марте этого года по отдельным видам удобрений эта разница достигла почти 35%. Фактически по методике ФАС отрасль минеральных удобрений транслирует российскому АПК еще одну субсидию.

Закупая удобрения с таким дисконтом к экспорту, российские аграрии могут эффективно действовать на мировом агропродовольственном рынке. В прошлом году российская внешняя торговля продукцией АПК выросла до $30,7 млрд, и почти треть из них приходится на зерно. При том, что на пшеницу приходится порядка половины минеральных удобрений в стране, их доля себестоимости не так уж и велика — Минсельхоз, к примеру, оценивает ее в 13,5%. Соответственно, в рыночной цене пшенице это 6-12%. Неудивительно, что в прошлом году рентабельность пшеницы, по данным Российского зернового союза, достигала 50-70%, а в этом — останется на уровне не ниже 30%.

Казалось бы, рынок должен чувствовать себя комфортно. Руководители Минсельхоза не раз докладывали — в том числе и Президенту России — о радикальном снижении доли нерентабельных предприятий до 11%, и об увеличении рентабельности сельхозбизнеса до 18% в прошлом году.

Данные министерства косвенно подтверждают и отчетность агрохолдингов. При средней рентабельности растениеводства порядка 30%, в прошлом году они добились впечатляющего роста финансовых показателей. К примеру, «Русагро» по итогам года отчиталась о росте рентабельности аграрного бизнеса до 44%, а «Черкизово» — о росте рентабельности растеневодческого бизнеса с 37% до 56%. И по словам главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева, поднять рентабельность сельхозорганизаций позволит выход АПК на научно-обоснованный уровень внесения в 80 кг/га.

Безвывозная ситуация

А пока что Россия остается единственной страной в мире, на 100% обеспечивающей себя всеми основными видами минеральных удобрений и поставляющая их за рубеж. При этом, наша страна сохраняет за собой статус одного из крупнейших мировых поставщиков минеральных удобрений, поставляя их более чем в 100 стран мира. Доля отрасли в несырьевом неэнергетическом экспорте в 2020 году составила 4,3%.

По мнению президента Российского химического союза Виктора Иванова, для развития отрасли необходим достаточный экспортный поток.

— Одним из основных источников финансирования инвестиционных и социальных программ предприятий является выручка от экспортных поставок, которые российские производители осуществляют, решив задачу обеспечения внутреннего рынка», — отмечает Иванов.

Но эти и другие обстоятельства Совфед оставляет без внимания, а предлагает вводить механизм демпфера. Он означает, что в случае повышения цен на минеральные удобрения на мировом рынке, вывозную таможенную пошлину отдавать ее сельхозтоваропроизводителям. Хотя и правительство, и эксперты выступают категорически против подобных шагов.

— Это сильное искажение рыночных сигналов, на которые будет негативная реакция там, где не ожидаешь и часто — не сразу», — предупреждает заместитель директора Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Натальи Шагайда.

Глава Минэкономразвития Максим Решетников на сессии Биржевого форума заявил, что увлекаться политикой демпфирующих механизмов для сглаживания влияния мировых цен на внутренний рынок не стоит, необходимо использовать другие инструменты.

Против регулирования выступают и Минпромторг, и Минфин, отмечавший, что введение вывозных пошлин на минеральные удобрения в условиях отсутствия их дефицита на российском рынке и угрозы продовольственной безопасности страны, противоречит принципам ВТО. Но даже если отвлечься от мировой повестки, то, согласно Минфину, эта мера противоречит даже российскому законодательству.

С введением экспортной пошлины на минудобрения категорически не согласны сам аграрии. К примеру, против нее в разговоре с «Коммерсантом» высказался президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. По его словам, фермеры негативно относятся к пошлинам на зерно и по этой же причине не могут поддерживать такие меры в смежной отрасли. Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько в интервью «Ведомостям» резко раскритиковал идею с введением пошлин. «Так мы начнем медленно гасить еще и эту отрасль», — предостерег эксперт.

Блокированные инвестиции

Инициатива с заморозкой цен и пошлинами сводит на ноль все усилия экономического блока Правительства РФ по запуску нового инвестиционного цикла в промышленности, уверены в РАПУ.

По прогнозу Минсельхоза России, к 2024 году потребность российского АПК в минеральных удобрениях удвоится и достигнет 8 млн тонн. д. в. С учетом необходимости увеличения несырьевого неэнергетического экспорта к 2024 году в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», планы Минсельхоза недостижимы без новых производственных мощностей.

За прошлый инвестиционный цикл 2013–2020 гг. производители минеральных удобрений инвестировали в развитие более 1,3 трлн рублей. Сегодня индустрия готова к настоящему инвестиционному прорыву: в ближайшие 5 лет инвестировать свыше 1,6 трлн рублей. «Активно инвестируя в новые производства, мы ставим перед собой амбициозные цели сделать российскую отрасль сильнейшей в мире. И вместе с государством решать общие задачи: создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, повышения уровня благосостояния и жизни наших граждан», — отмечают в РАПУ, указывая в то же время на негативные последствия отложенной реализации инвестпроектов.

— Торможение инвестиционных проектов может привести к явным негативным последствиям для российских сельхозпотребителей с точки зрения сжатия ассортимента высокоэффективных инновационных марок минеральных удобрений, необходимых для устойчивого развития сельского хозяйства, а также отразиться на перспективе выполнения планов по обеспечению отечественных аграриев минеральными удобрениями в долгосрочной перспективе с учетом значительного роста потребления с их стороны, — подчеркивает представитель РАПУ.

Подпишитесь