У местного хлопчатника узбекские корни. Уникальный скороспелый сорт вывел профессор Волгоградского аграрного университета Ойбек Кимсанбаев. Вместо положенных 150 дней хлопковая коробочка созревает за 100. Такая инновация не блажь учёного. Просто сделать то, что раньше не удавалось никому, профессору было мало. Он сумел сделать свой продукт логически завершённым: волгоградский хлопок становится тканью и появляется на прилавке магазина в виде готового изделия.
Один из крупнейших переработчиков хлопковолокна в России — ООО «Камышинский текстиль» также расположено на территории Волгоградской области. Объём производства — 20 тысяч тонн сырья ежегодно. В месяц предприятие вырабатывает 2,5 миллиона погонных метров суровых тканей, организовано собственное швейное производство по выпуску постельного белья, на предприятии работает 980 человек.
— По хлопку мы практически на 100% зависим от зарубежных поставщиков. Нам видится возможность проработки с Узбекистаном и другими хлопкопроизводящими странами взаимноинтересного соглашения о поставках по определённым ценам хлопка из этих стран, давая им возможность реализовать на нашем рынке соответствующую продукцию.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России
С января 2021 года отрасль ждут новые расходы. В России введена обязательная маркировка домашнего текстиля. По оценкам экспертов, доля контрафактной продукции на внутреннем рынке может достигать 25%. Процесс легализации нарастит себестоимость, но её можно будет сократить за счёт местного сырья.
Уйти от импортной зависимости для камышинских текстильщиков даже не мечта, а стремление, которое они успешно воплощают. Волгоградский хлопок стал «глотком свежего воздуха» не только для волгоградского предприятия, но и для их коллег из ивановских, ярославских, краснодарских и московских мануфактур.
— Необходимо закупать это оборудование, внедрять программные продукт и всё, что с этим связано, — считает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. — Было бы правильным помогать предприятиям, по крайней мере субсидировать ставки по кредитам, которые они берут для того, чтобы это внедрять.
Инвестиционный проект «Кашинского текстиля» включен в перечень приоритетных в ЮФО. В ходе его реализации введены в эксплуатацию 14 новых высокопроизводительных прядильных машин, 14 ленточных машины, модернизировано ткацкое производство: приобретены и запущены в работу 60 высокопроизводительных и высокотехнологичных ткацких станков, 40 из которых поступили на предприятие в 2020 году.
Но хлопок — не единственный источник текстильного сырья, производимого в Волгоградской области.
Производством тонкорунной шерсти в промышленных масштабах в регионе занимаются пять хозяйств Волгоградской области: СПК племзавод «Красный Октябрь», СПК племзавод «Палласовский», СПК племзавод «Ромашковский», ООО «Нива» и ООО «Николаевское». Общее поголовье тонкорунных овец в этих хозяйствах на конец 2020 года составляло 68 614 голов, из них 40 269 — маточное поголовье. Произведённую шерсть предприятия поставляют в российские компании «Визарди», «Русская шерстяная компания» «Кросны», ООО «Политекс».
Кроме того, по данным комитета промышленной политики, торговли и ТЭК Волгоградской области, на территории региона работает ООО «Волга-лан» — предприятие является единственным переработчиком овечьей шерсти в нашей области, которое принимает ее от всех видов хозяйств, в том числе фермеров и частных лиц.
Часть этого объёма потребляется также местными производителями. Например, надомными вязальщицами и небольшими мастерскими, которые создают знаменитые «Урюпинские платки». Таким образом, и шерсть с волгоградских коз проходит полный производственный цикл от стрижки пуха до готового изделия на территории одного региона.
Для развития отрасли нужно связать воедино три крепких нити: качественное и недорогое сырье, современное оборудование и квалифицированные кадры. Но придерживаться этого бизнес-вектора участники текстильного рынка смогут только при поддержке государства.