Posted 8 декабря 2020, 06:05

Published 8 декабря 2020, 06:05

Modified 17 октября 2022, 11:02

Updated 17 октября 2022, 11:02

Блогер Варламов с запозданием назвал Волгоград «маршруточной столицей» России

8 декабря 2020, 06:05
Популярный блогер-урбанист Илья Варламов опубликовал пост, в котором поставил Волгоград на первое место среди «самых маршруточных» городов России. Хотя его претензии к состоянию транспортной системы в городе достаточно справедливы, блогер пользовался устаревшими данными.

Как сообщает «НовостиВолгограда.ру», Варламов ссылается на информацию из доклада НИУ ВШЭ «Императивы развития транспортных систем городов России», который был опубликован в апреле 2020 года. В этом исследовании приводятся в том числе данные о том, в каких российских городах микроавтобусы занимают лидирующее положение в транспортной системе. По сведениям учёных ВШЭ, в Волгограде на момент проведения исследования маршрутки преобладали над любым другим транспортом — такую картину авторы научной работы называют «характерной для развивающихся стран Юго-Восточной Азии и Африки».

«Такие города, как Волгоград, Уфа и Челябинск почти полностью захвачены маршрутками. Что, как справедливо замечают авторы доклада, роднит их с мегаполисами Африки. Аналитики ВШЭ говорят о деградации трамвая и о том, что мэры считают его вредным для бюджета видом транспорта. В отличие от драгоценных маршруточек», — отметил Илья Варламов, подчеркнув при этом, что «с 2018 года ситуация могла несколько измениться в лучшую сторону».

Свои претензии к маршруткам блогер высказывал неоднократно: ещё в 2017 году он указывал, что микроавтобусы — «паразиты на теле города», поскольку из-за их малой вместимости на улицах возникают пробки, а их конкуренция с более традиционными видами общественного транспорта приводит к нездоровым экономическим последствиям. «Маршрутки обычно появляются в городах, где слабая и некомпетентная власть. Ради сиюминутной выгоды её представители готовы уничтожить городскую инфраструктуру», — считает Илья Варламов.

Отчасти претензии блогера справедливы, однако стоит обратить внимание, что он ссылается на исследование, материал для которого собирался ещё до проведения ЧМ-2018. Самые свежие цифры в докладе НИУ ВШЭ — двухлетней давности. Поэтому ставить Волгоград на первое место в топ-10 «самых маршруточных» городов России, как это делает Варламов, некорректно. Микроавтобусы по-прежнему составляют довольно значительную часть общественного транспорта в Волгограде, но уже далеко не столь огромную. После 2017 года, когда в Волгограде была реализована новая транспортная схема, маршрутные такси оказались вытеснены с главных городских улиц автобусами большой вместимости (основную выгоду от этого получил иногородний холдинг «Питеравто»). Хотя некоторое время после этого в областном центре активно действовали «чёрные маршрутчики», работавшие нелегально (наше издание об этом подробно писало в прошлом году), власти в итоге «зачистили» от микроавтобусов большую часть Волгограда.

Сейчас маршрутки сохраняются в Волгограде как вспомогательный транспорт — полностью отказаться от их использования пока невозможно из-за особенностей застройки города. Кроме того, они до сих пор обеспечивают сообщение между Волгоградом и Волжским. В новой концепции развития общественного транспорта, которую недавно опубликовала администрация, микроавтобусы почти не упоминаются: приоритет отдан развитию трамвая и внедрению электробусов. Правда, при этом сами волгоградские власти действуют непоследовательно — например, в этом году они отменили маршрут трамвая № 1 и заменили его маршруткой, хотя в итоге прокуратура признала это решение ненадлежащим. Так что в одном Варламов точно прав: бестолковое поведение чиновников мэрии Волгограда порой действительно играет на руку «маршруточному лобби».

Подпишитесь