В 2020 году Волгоград стал одним из рекордсменов по темпам строительства и объему освоенных средств. За текущий год было обновлено более 90 дорожных участков, а общая протяженность построенных и восстановленных дорог - 79,8 километров. Эта тема основной в беседе корреспондента издания «НовостиВолгограда.ру» с руководителем департамента городского хозяйства администрации Волгограда Виталием Земцовым.
Как бы вы оценили завершившийся сезон в плане выполнения плана по дорожным работам в Волгограде?
Для нас прошедший год был немного шокирующим. В приятном смысле, потому что выполненный объем рекордный и колоссальный. Мы исполнили все обязательства по контрактам уже к августу-сентябрю. Федеральный центр, видя, что мы свои объемы закрыли несмотря на пандемию, а другие регионы немного не успевают в связи с погодными условиями, задали нам вопрос. Сможем ли мы в текущем сезоне построить и отремонтировать дополнительные объемы? Мы ответили утвердительно.
Когда состоялся этот разговор? Неужели второй этап удалось завершить еще в меньшие сроки, чем первый?
Это всё было в августе, тогда состоялся первый разговор. В сентябре мы уже отыграли конкурсные процедуры по предложенным объёмам, которые составили в 1,2 больше, чем мы выполнили до этого. То есть, мы отработали планово за весь год до августа на сумму 500 млн рублей, а затем дополнительно нам дали ещё 700 млн рублей. И мы успели выполнить все работы буквально за 2-3 месяца, уложившись точно в срок.
Какие новые инфраструктурные объекты были сделаны в Волгограде в текущем году? То есть имеется в виду не текущий ремонт, а новые большие глобальные объекты.
Больших объектов, их традиционно не так много. В прошлом году мы выполнили реконструкцию улицы Героев Тулы, в этом году построен новый участок улицы Электролесовской. Хотелось бы больше, и мы в этом направлении в принципе идём.
Каких новых объектов ждать волгоградцам?
Сейчас разрабатывается проектная документация, она уже почти готова, и следующими будут объявлены торги на реконструкцию улицы Латошинской. Это продолжение улицы Героев Тулы с выходом её непосредственно уже на федеральную трассу. Если смотреть в Южном направлении, то это продолжение улицы Электролесовская до улицы Кирова. Традиционно такие крупные объекты занимают достаточно большое время, потому что в объем работ включаются непосредственно не только строительство полотна, но основную массу времени занимает вывод всех коммуникаций, которые находятся под землей. А их там очень много, и они были уложены еще в советские времена по старым стандартам. Трубы - газопровод, водопровод, всё это требует времени.
Насколько может растянуться продолжение строительства улицы Электролесовской и удастся ли вновь уложиться по сути за один сезон?
Часто всё идёт непредсказуемо как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, первый этап по Электролесовской мы планировали закончить только в будущем году. Тем не менее, наша муниципальная организация МУП «ДСЭР Советского района» взяла на себя повышенные обязательства. Организации, которые выносили коммуникации, им удалось всё в более короткие сроки закончить, и объект сдали раньше срока. Второй этап до улицы Кирова, он почти в два раза более протяженный - 2,4 км. против сделанных 1,4 км. Удастся ли нам уложиться за 1 сезон, пока неясно, но будем пробовать. У нас уже есть опыт, есть желание сделать это в следующем году.
Уже есть план работ на 2021 год? Приоритеты будут отданы большим магистралям, второстепенным дорогам районного масштаба или может быть внутриквартальным?
Традиционно сначала мы делаем основные магистрали, потом переходим к дорогам районного значения, затем к второстепенным дорогам, а уже потом к подъездным и поселковым. Последние мы начали включать в свои планы недавно и в этом направлении движемся. Основные магистрали у нас сейчас преимущественно отремонтированы, поэтому двигаемся все дальше от центра. План на будущий год еще формируется. В нем уже есть первые 13 дорог, как второстепенного и районного значения, так и поселковые.
Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры — приоритетное направление работы региональной власти с 2014 года. За это время в Волгоградской области построено и реконструировано свыше 2,1 тысячи километров федеральных, региональных и местных автодорог. Высокому качеству выполнения работ, в том числе, способствует многоступенчатый контроль. На постоянной основе за выполнением работ по строительству и ремонту магистралей следят представители региональной администрации, общественных организаций, депутатского корпуса. В областном центре за последние 6 лет реконструировано и построено свыше 250 километров автодорог.
Каким образом формировался этот план?
При формировании списка конкретных дорог для ремонта в первую очередь имеет значение состояние дорожного полотна. Данные по большинству дорог у нас есть, поскольку специальная служба регулярно проводит инспекции. Огромное значение имеют факты обращений жителей конкретного района или улицы в отношении отдельного участка дороги. Как пример, улица Нильская в Дзержинском районе. По ней было очень много обращений, жители жаловались, что дороги нет совсем, и сейчас она включена в перечень на 2021 год.
В соцсетях волгоградцы пишут, что Первая Продольная магистраль на отрезке от дамбы на Спартановке и до стадиона «Волгоград Арена» уже имеет участки с трещинами, местами даже наблюдается колейность.
Если говорить о трещинах, то такие разговоры идут постоянно. Я вспоминаю историю, когда вся общественность города Волгограда возмущенно обсуждала, что на новом отремонтированном участке на улице Комсомольской от улицы Мира до проспекта Ленина появились трещины в зимний период. Все говорили о том, что всё пропало: уже асфальт разваливается, дорога скоро тоже развалится. Но, как видите, прошло уже 6 лет, а дорога стоит. Покрытие выполняется из щебеночно-мастичного асфальтобетона, а он имеет в своём составе достаточно большое количество битума по сравнению с обычным асфальтом. В результате в летнее время дорога себя просто-напросто сама залечивает, сама затягивает трещины.
А как быть с колейностью?
Да это огромная проблема по городу Волгограду на некоторых участках. Это происходит из-за того, это многотонные перегруженные фуры едут через центральную часть города. И пока отвести потоки в объезд мы не можем. Мы молимся на новую объездную дорогу, строительство которой уже началось. Среди самых проблемных участков – отрезок на улице Саши Филиппова и улице Ардатовская. Особенно перед светофором, где фуры замедляют свое движение. В летнее время они попросту выдавливают асфальт. Сейчас эта проблема решается на уровне города и на уровне региона - устанавливаются на въезде в город Волгоград посты весового контроля. Это частично снимет проблему, потому что транзитный транспорт под угрозой штрафов за перегрузы будет объезжать город стороной.
А есть ли еще какое-то решение проблемы? Например, использование новых и «не прогибающихся» под фурами технологий?
Да, есть такие планы. Сейчас много говорится о технологии «Суперпейв», с применением которой была построена трасса Таврида в Крыму. Нами уже определен один из экспериментальных участков для ее внедрения. Это как раз улица Ардатовская, где у нас грузовиками давиться асфальт. Для реализации проекта и данной конкретной технологии нужно очень прочное основание. Сейчас силами лаборатории РосдорНИИ и проверяем все параметры. Затем уже будут даны конкретные рекомендации и разработана проектная документация. Мы планируем опробовать технологию «Суперпейв» на этом экспериментальном участке, а затем в случае успеха будем внедрять ее в дальнейшем по всему городу.
А в чем ее особенности и эксклюзивное преимущество?
Особенностью технологии является само качество асфальтового покрытия. Там за счет состава есть резерв для пустот, в которые может уходить щебень. То есть он не давится и не деформируется, а имеет небольшую подвижность и «играет», когда тяжелые и даже перегруженные грузовики следуют по данному участку.
Как сегодня рынок дорожного строительства и ремонта поделен между подрядчиками? Кто в основном получает заказы – волгоградские МУПы или сторонние фирмы?
Отмечу, что до 2014 года большинство организаций в Волгограде и Волгоградской области в секторе дорожного строительства были пришлыми, то есть не местными. Но уже в прошлом году объем контрактов, заключенных с нашими муниципальным подрядчиками, составил 90%. А в этом году мы добились того, что у нас уже 99% заказов получают муниципальные предприятия. И они прекрасно справляются. По состоянию на сегодняшний день объём у нас выполнено по строительству на 100% запланированных объемов по ремонту на 98%
За счет чего удалось повысить конкурентноспособность МУПов в области дорожного строительства?
Наши МУПы сегодня максимально конкурентоспособны, потому что их заводы расположены в шаговой доступности. А самое главное, тут работает принцип ответственности и финансовой заинтересованности. Ситуация такова, МУП эту дорогу построил, он же ее содержит и в летний, и в зимний период. Если плохо сделал, то значит, она у него будет разрушаться, будут тратиться дополнительные деньги, а если они уйдут на содержание, то меньше будет и зарплата, и премия у самих работников. Вот такая прямая финансовая зависимость от качественного результата, безусловно, поднимающая мотивацию рабочим.
Насколько МУПы обеспечены современной техникой?
Подспорье в том, что нашим муниципальным организациям удалось обновить не только парк дорожной техники, но и построить свои асфальтобетонные заводы. Потому что у нас МБУ «Северное» имеет новый завод, МУП «ДСР» также имеет свой новый завод, купленный на собственные средства
Редакция издания «НовостиВолгограда.ру» желает департаменту городского хозяйства администрации Волгограда и дальше приятно удивлять автолюбителей. Причем не только положительными отчетами о проделанной работе, а наглядно - самим качеством городских дорог. И кажется, в этом плане впервые за долгие годы муниципальным властям перед горожанами не стыдно, а «карта убитых дорог» уже потеряла актуальность.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Дороги 21-го века»