История напомнила: ссора и оскорбления могут быть виртуальными, а вот трагедия уже вполне реальной.
В последнее время много говорилось и делалось для законодательного сдерживания оскорблений, фейков и откровенного хейтинга в сети Интернет. Взять хотя бы закон о фейках или реальные случаи наказания за экстремистские высказывания.
Но, как показал недавний инцидент, который иначе как диким не назовешь – жестокая расправа в людном месте в отделении банка в центре Волгограда, жизни может стоить и банальный спор в родительском чате, причем во вполне приличных выражениях.
К слову, подобный случай, когда виртуальная агрессия из родительского чата, правда детсадовского, вытесняется в реальность, далеко не единственный. Ровно год назад в октябре 2019 года в Уфе две родительницы после чатовской перепалки встретились и сошлись чуть ли не врукопашную. К счастью, все обошлось без серьезных увечий, но история прогремела на всю Россию.
Вовремя покинуть чат, чтобы остаться в живых
Шокирующая история «мстителя за сестру» потрясла волгоградцев ровно две недели назад. Напомним, инцидент случился 23 октября в 18:40 в одном из отделений банка на ул. Коммунистическая в центре Волгограда. 41-летний волгоградец Роман Гребенюк получил несколько смертельных ударов по голове от брата своей оппонентки в споре. Конфликту предшествовало горячее обсуждение в родительском чате, которое вели сестра подозреваемого Ануш и потерпевший Роман Гребенюк. Чуть позже подозреваемый написал явку с повинной, а 26 числа Центральный суд Волгограда арестовал агрессивного мстителя.
Вражды между Гребенюком и семьей Мелконян не было
Роман и Ануш достаточно хорошо знали друг друга, а их дома находятся по соседству. Не случайно дети ходят в одну 96-ю школу, а до этого они водили своих чад в детский сад. Дружили и их дети, а сами взрослые активно участвовали в жизни интернационального класса.
Знали друг друга Арсен и потерпевший, но у мстителя за сестру не хватило терпения и желания выяснить, в чем дело, а элементарно чесались кулаки.
К слову, это был такой «плохой парень» на районе. Задира и хулиган. В юношестве отжимал карманные деньги у сверстников, бил стекла машин неугодных ему людей, а когда подрос организовал автомастерскую и «сел» на серые схемы автоподставщиков, за что получил единственную судимость и мягкий условный приговор.
Мелконяны недопоняли жаргонизм «жевать сопли»?
Сразу поясним, что жаргонизм- это устойчивое выражение, которое может употребляться в виде экспрессивного оборота. А также часть социального диалекта, дублирующая литературный язык в форме, понятной только говорящим людям в определенной группе.
Именно элементарное незнание тонкостей великого и могучего русского языка могло привести к трагедии. Для межнационального родительского чата Роман Гребенюк задал слишком высокую планку. Ведь по структуре неуклюжих предложений, которыми стал отвечать муж Ануш, речевых и смысловых ошибок можно предположить, что причиной конфликта могло стать слабое знание русского языка. Напомним, поворотным для диалога стало выражение Романа «хватит жевать сопли».
Большинство словарей определяют данное сочетание слов как жаргонизм. У него несколько значений. Но в основном им пользуются, когда хотят указать на невнятность речи собеседника или его медлительность. Отметим, что слова про «жевать сопли» и «жополизы» Роман, по словам его сестры, адресовал всем родителям, а не конкретно Ануш.
Особенно символично, что споры разгорелись как раз из-за заданий по русскому языку. Родители обсуждали, в какое именно время школьники должны выполнять тесты и как быстро необходимо об этом отчитываться в общей группе.
А был ли кастет?
До сих пор продолжаются споры и пересуды о том, можно ли было сломать и буквально пробить насквозь кости головы потерпевшего пустой рукой, просто сжатой в кулак. Или же в ней был кассет, а может утяжелитель? Следствие не подтверждает информацию о найденном кастете. С другой стороны, его роль мог исполнить любой предмет, зажатый руке Мелконяна.
Эту информацию косвенно подтверждают эксперты-медики, которые основываются на рентгеновских снимках.
- Первая травма – повреждение в височной области нанесена либо рукой профессионала, хорошо поставленной рукой, либо в руке было что-то зажато – утяжелитель, либо кастет. Вторая травма – перелом основания черепа, скорее всего, получена при падении с высоты человеческого роста, - рассказал в эфире Первого канала врач-травматолог Константин Терновой.
Однако, подчеркнем, что это не официальная судебная экспертиза в рамках уголовного дела. Она еще продолжается, и ее результаты следствие обещает озвучить позже. Важно также, что расследованием занимаются лучшие волгоградские следователи, а именно первый отдел по расследованию особо важных дел аппарата СУ СКР по Волгоградской области.
Мы лишь обратим внимание на кулаки Арсена во время ареста – без единой ссадины. И это при проломленной чуть более недели назад кости головы потерпевшего.
«Ты что бессмертный?»: сестра за брата в ответе
К слову, Арсену Мелконяну вменяют ч.4 ст.111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего». Ее санкция предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы, хотя многие юристы говорят о более тяжкой статье. Например, московский адвокат Юрий Шель, сделал в СМИ заявление, что это чистой воды убийство и ст. 105 УК РФ. Более того, речь идет о группе лиц, предварительной подготовке и сговоре. «Считаю, что это умышленное убийство и более того группой лиц. Он (Арсен Мелконян) является исполнителем, а его сестра Ануш могла быть организатором».
Справедливости ради стоит сказать, что вряд ли Мелконян на семейном совете обсуждали, как устранить Гребенюка, да еще и в людном месте на глазах десятков свидетелей. Но тот факт, что Романа хотели проучить, наказать и совсем не безобидно – очевиден. Чего стоят хотя бы слова мужа Ануш во время переписки – «ты можешь заранее себе уже взять больничный».
В разговоре с журналистами, явно снятом на скрытую камеру для Первого канала, сестра Арсена Мелконяна сказала, что приносит глубочайшие извинения семье Гребенюка. Она отрицает спланированную акцию возмездия – «мы, правда, ничего этого не хотели».
Кроме того, женщина заявила о настоящей травле со стороны волгоградцев - «из нас сделали извергов» и считает себя и свою семью также жертвами в сложившейся ситуации.
Не хватило банальной вежливости
Насколько Роману Гребенюку не хватило банальной вежливости, или же, напротив, у его оппонентов в споре был такой избыток вспыльчивости и неадекватности, что погибший вовсе не виноват? Вопрос получается риторический и, возможно, одно простое «извини» могло спасти жизнь Роману. Но почему он вообще должен ее спасать, и кто дал право семье Мелконян выходить за границы правового поля РФ и в центре города устраивать самосуд? Этого ни рядовые волгоградцы, ни близкие Гребенюка, 2 ноября устроившие акцию памяти, никогда не поймут.
Однако, ответ на вопрос, как не допустить повторения подобных трагедий знают эксперты, которых пригласили для участия в программе «Гражданская оборона» на Первом канале.
- Да, мы живем в такое время, когда общение перешло в чаты. Родители, пожалуйста, учитесь коммуницировать друг с другом. Каждый, кто состоит в чате, должен уважать себя и уважать других. Не переходите границы, это дети. Дети это все видят и чувствуют, - поделилась мнением Юлия Денисова, директор образовательного центра.
При этом, как справедливо отметили эксперты, школа занимается воспитанием и образованием детей, но никак не их родителей. Последние напротив должны подавать пример поведения собственным детям, а не провоцировать конфликты на ровном месте, устраивать показушные разборки и акции возмездия за якобы оскорбленную честь женщины.
Дети ни в чем не виноваты
В данном случае родители подали своим детям ужасающий пример. Психике обоих девочек – как дочери Романа, так и Ануш нанесен сокрушительный удар. Естественно, тяжелее в данном случае ребенку, потерявшему отца.
Это история, которая меня как уполномоченного по делам ребенка беспокоит, поэтому я выясняю, что там за обстановка сейчас. В школе на момент, когда событие произошло, дети посещали школу. Классным руководителем была проведена работа с девочками относительно того, что они не причем, что взрослые так себя повели. Все было спокойно, но когда история приобрела трагический контекст, родители обеих девочек написали заявление, что девочки пока не будут посещать школу, а продолжат дистанционное образование. Ситуацию я держу на контроле, последствия могут быть всякие для обеих девочек. Нина Болдырева, уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области
Правила поведения в чатах пишутся кровью?
Надеяться на то, что трагические истории подобные той, что случилась в Волгограде с Романом Гребенюком повысят уровень вежливости и культурного общения в соцсетях, чатах и на форумах, а люди научатся отвечать за свои слова, похоже, не приходится. Для этого достаточно почитать обсуждения в одной из групп ВК, где пользователи как раз обсуждают произошедшую в офисе банка на ул. Коммунистическая трагедию.
Волгоградцы позволяют себе куда более крепкие и провокационные выражения, чем безобидное «соплежуи» и «жополизы». И все это под реальными никами. А что тогда говорить о троллях и анонимных хейтерах, которые, кажется, только того и добиваются, чтобы вывести собеседника на эмоции. Потому что уверены в собственной безнаказанности.