Posted 24 октября 2020, 14:56
Published 24 октября 2020, 14:56
Modified 17 октября 2022, 10:58
Updated 17 октября 2022, 10:58
Причем еще до 2007 года экологическая обстановка в Российской Федерации заметно улучшалась. Как считает директор департамента по программам, исследованиям и экспертизе в Greenpeace России Иван Блоков, причина тому – ужесточение стандартов с 80-х годов прошлого века, пишут «Новые Известия».
Еще в 1993 году было принято постановление Правительства №632 «О плате за угрозы и выбросы и захоронения отходов», по которому предприятия должны были представить план приведения выбросов к нормативам на границах санитарных зон.
- Подавляющая часть мелких и средних предприятий привели свои сбросы и выбросы к нормативам, а вот многие крупные не сделали этого. Я могу предположить, что они воспользовались административным ресурсом, благодаря которому продолжают получать разрешения, – уверен Иван Блоков.
То, что не все предприятия привели свои сбросы и выбросы к нормативам сбросы, он называет управленческой ошибкой.
При этом некоторые крупные промышленные гиганты вообще не стремятся исполнять законные требования. Так, у ряда предприятий в Нижнем Тагиле, в том числе первого класса опасности, отсутствует санитарная зона. В итоге строились жилые дома с соответствующей инфраструктурой прямо в опасной зоне.
С произволом промышленников местные власти ничего не могут поделать. А иногда просто поддерживают. По мнению политолога Екатерины Шульман, чаще всего у властей нет возможности повлиять на решение проблемы.
- Крупный бизнес в регионах находится под федеральным прикрытием и ориентирован на федеральные интересы. И бороться с ним – наживать себе влиятельных врагов, которые могут повредить дальнейшей карьере, – поясняет Екатерина Шульман, кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС.
Но и при возможности решить проблему с экологией желание местных властей уступает соблазну улучшить персональные жизненные условия. Бизнесменам это на руку, им даже не нужно особо лоббировать свои интересы.
- Лобби в стране нет. Есть междусобойчики и кожаные чемоданчики. Всё это приводит к основным причинам протестов – недоверию официальной точке зрения властей и не пониманию причин, откровенному игнорированию мнения граждан и подковерным договоренностям, совместимых с коррупционной составляющей, - отмечает телеграм-канал «Выводы на чистоту».
Вот и получается, 25 лет крупные предприятия обходились без «зеленых» технологий. И сейчас не собираются вкладывать в них средства и лишать себя прибыли.
В «Greenpeace» предлагают повысить штрафы и качество надзора, а для этого модернизировать законодательную базу.
- У нас по-разному относятся к шашлычной и к предприятию, которое выпускает разные металлы. А должны относиться абсолютно одинаково. Разница в подходах прослеживается даже в судебных решениях, – говорит Иван Блоков, директор департамента по программам, исследованиям и экспертизе в Greenpeace России.
Кроме того, промышленники с чиновниками, использующие законодательные ресурсы, вместе эффективно противостоят экологам. Нежелательные нормы просто отменяют.
- Предельно допустимые концентрации формальдегида, за которыми следит Роспотребнадзор, были подняты в 3 с лишним раза. За 20 лет предельно допустимая концентрация метилмеркаптана была поднята в 660 раз. Объяснения этому нет, - возмущен Иван Блоков.
По данным казначейства, сборы за сброс и выброс отходов в 2015 году, составили почти 30 миллиардов в рублях. В прошлом году они оказались менее 13 миллиардов. То есть загрязнение не упало, а оплата почему-то сократилась в 2,5 раза.
Жалуются на препятствия со стороны исполнительной власти при принятии и реализации законов депутаты Госдумы.
- Мы с такими боями приняли закон о квотировании выбросов и применении сводных расчетов, который до этого лежал с 2016 года. Пришлось преодолеть такой лоббизм со стороны промышленников. А сейчас исполнение этого закона срывается, потому что сроки, в которые должны были быть проведены расчеты квот на выбросы предприятий, сдвигаются Министерством природы, – сообщил Владимир Бурматов, председатель комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды.
Издание «Новые Известия» делает вывод, что в России сегодня сформировались несколько поясов экологических угроз на Урале с горнодобывающей деятельностью, металлургией и химией и на севере с разливами нефти и радиоактивными отходами.