Posted 14 августа 2020, 15:14
Published 14 августа 2020, 15:14
Modified 17 октября 2022, 08:54
Updated 17 октября 2022, 08:54
Экологические активисты заподозрили, что новая редакция правил озеленения позволит городским властям сократить расходы на высадку новых деревьев до исторического минимума. «НовостиВолгограда.ру» рассказывает, почему решение, которое в самой гордуме называют техническим, вызвало такой резонанс — и почему от ситуации с озеленением в Волгограде не в восторге ни экологи, ни учёные, ни сами депутаты.
Новую редакцию правил озеленения городская Дума единогласно утвердила 29 июля. Ничто не предвещало беды: проект успешно прошёл обсуждение в профильном комитете, получил предварительное одобрение и был принят без обсуждения. Правда, многие представители думской оппозиции в тот день отсутствовали на заседании — кто-то находился в командировке, кто-то болел COVID-19.
Одним из первых на опубликованное решение гордумы обратил внимание бывший депутат областного парламента, ныне общественный активист и представитель КПРФ Михаил Таранцов. Он изучил текст документа и пришёл к выводу, что новая редакция правил сильно размывает правовое поле, регулирующее высадку новых деревьев в Волгограде. В частности, общественник отметил, что Дума отменила норматив, который устанавливал количество зелёных насаждений на душу населения. По мнению экс-депутата, это один из главных недостатков новых правил, но не единственный.
— Все последние годы городская власть принимает решения, которые ухудшают возможности для сохранения зелёных насаждений. Решение, которое принято сейчас — продолжение той же порочной стратегии. Во-первых, депутаты отказались от правительственной методики расчёта компенсационной стоимости и сказали, что вместо неё будет какая-то своя, городская. Какой она будет, никто не знает, и есть опасения, что даже те копейки, которые Волгоград получал за вырубку зелени раньше, он больше получать не будет. Во-вторых, в решении прописано, что определять ущерб для зелёных насаждений теперь будет конкретный сотрудник городской администрации «на глазок» — субъективно, без особых критериев. Конкретики всё меньше и меньше, — пояснил корреспонденту «НовостиВолгограда.ру» Михаил Таранцов.
Вопрос, связанный с компенсационным озеленением, сами депутаты характеризуют как основной. Источники в городской Думе, которые склонны позитивно оценивать принятое решение, назвали его «сугубо техническим». Они настаивают, что основная суть законопроекта заключалась в расширении перечня целей, на которые могут быть потрачены средства, полученные бюджетом в качестве компенсаций за срубленные деревья. Теперь эти деньги разрешается направлять не только на высадку новых растений, но и на смежные нужды: например, на обустройство поливочного водопровода. Один из источников высказал мнение, что проект «нужно было очень тенденциозно читать, чтобы найти там что-то подозрительное».
Однако все общественники, с которыми корреспондент «НовостиВолгограда.ру» обсуждал решение городской Думы, вовсе не склонны называть его техническим. Активисты опасаются, что оно приведёт к сокращению затрат муниципалитета на озеленение и компенсационную высадку деревьев. Уже сейчас на эти цели направляются чисто символические суммы, а в будущем, учитывая сильное падение бюджетных доходов и сложную экономическую ситуацию, бюджетные траты на озеленение могут сократиться практически до нуля.
— Если говорить о решении городской Думы, то здесь мы видим «документ ради документа». Оно в целом не меняет подхода к существующей системе озеленения в Волгограде. Люди собрались и проголосовали за негодный, по сути, документ. Если бы у кого-то возникло желание оценить те компенсационные высадки, которые были произведены за последние четыре года, этот человек пришёл бы в глубокий шок, потому что иначе как очковтирательством этот термин в его волгоградском воплощении понимать нельзя. Такая ситуация не могла бы возникнуть без крайнего попустительства со стороны городских властей, — высказался активист регионального штаба ОНФ, координатор экологического проекта «Генеральная уборка» в Волгоградской области Константин Глушенок.
Депутат гордумы от КПРФ Илья Кравченко в обсуждении законопроекта участия не принимал — в день заседания он был в отъезде. Вернувшись, г-н Кравченко изучил принятое решение и пришёл к выводу, что подозрения активистов не беспочвенны: по его мнению, почти все расходы на озеленение в Волгограде отныне будут исчерпываться средствами, которые удастся собрать в качестве компенсаций с юридических лиц. Из городского бюджета, по мнению депутата, на деревья почти ничего выделяться не будет.
— Сколько соберут — на столько и высадят, ну и плюс какие-то копейки, которые будут выделены по нацпроектам. Но это вопрос не плохих законов, а плохой администрации. Как у нас город загибался при прошлых постановлениях, так и при новом всё будет плохо с озеленением. Дело в конкретных людях, — уверен Илья Кравченко. — Не столь важно, на ком лежат полномочия по расчёту компенсаций. На то нам и администрация города, чтобы следить за озеленением и определять степень порчи зелёных насаждений. В принципе, администрация может это делать. Проблема в том, что она не хочет. Это касается не только озеленения: администрация Волгограда в принципе не желает делать ничего, кроме того, что несёт ей коммерческую выгоду.
Так называемое компенсационное озеленение для Волгограда — давний больной вопрос. По сути, этот процесс должен предотвратить превращение города в пустыню и обеспечить замену погибающих или срубленных деревьев молодыми саженцами. На практике растения, предназначенные для «компенсаций», не высаживаются вовсе или быстро погибают из-за проблем с поливом.
— Изначально подход к компенсационному озеленению был простым: за одно вырубленное дерево высаживалось некоторое количество новых. Потом власти сказали, что для бизнеса это слишком обременительно, и разрешили сажать одно новое дерево за одно убитое, но за этими новыми саженцами никто толком не следил — вопрос с поливом и уходом за растениями в нашем городе, к сожалению, один из самых сложных. В конце концов от подхода «за дерево — дерево» тоже отказались, и за срубленное дерево стали просто платить определённую сумму в бюджет. Теперь уходят и от этого: вместо правительственной методики вычисления этой суммы будет какая-то своя, и есть опасения, что для города это обернётся потерями, — объясняет Михаил Таранцов.
Экологические активисты указывают, что неработающая схема компенсационного озеленения — часть общей проблемы с зеленью в Волгограде. Состояние городских лесов и так называемого «зелёного пояса», который должен защищать областной центр от вредных выхлопов и степных суховеев, специалисты описывают ёмким словом «деградация».
Финансирования городских лесов в Волгограде — ноль, работы на этих территориях — ноль, а хищническая преступная вырубка имеет место. Здесь уже не ноль, а огромный минус для города. Общественности и волонтёрским группам стоит приложить усилия, чтобы совместно сформулировать концепцию озеленения Волгограда хотя бы на 5-6 лет.Константин Глушенок, активист штаба ОНФ в Волгоградской области
На этой неделе к ситуации с озеленением в Волгограде проявили интерес учёные географического факультета МГУ. Они опубликовали исследование, согласно которому остатки волгоградского «зелёного пояса» не справляются с поглощением токсичных выбросов от промышленных предприятий. Городу срочно требуется больше деревьев, тем более что Волгоград построен в засушливой степной зоне и знаменит своеобразным климатом.
— Очевидно, что Волгоград в силу природных условий своего расположения находится в уязвимой зоне как с точки зрения загрязнения атмосферного воздуха, так и с точки зрения микроклиматических эффектов. В городе с континентальным климатом эти эффекты проявляются очень отчётливо. Для степного города озеленение жизненно важно, — пояснила корреспонденту «НовостиВолгограда.ру» Оксана Климанова, доцент кафедры физической географии мира и геоэкологии географического факультета МГУ. — В частности, когда мы говорим о пригородной зоне, для степных городов её озеленение — история жизненно важная. Эта буферная зона, помимо очистки воздуха от загрязнений и формирования ветрового режима, играет очень важную роль. Пригородные насаждения отчасти создавались для остановки урбанизации, в то время как сейчас многие территории заняты под застройку. Если оценивать ситуацию в Волгограде, нужно отметить, что всё озеленение, которое есть в центральной части города, жизненно необходимо сохранять и не застраивать. И если у общественников есть какие-то опасения, конечно, к ним следует прислушаться, поскольку любой зелёный участок в центре города — очень важный объект инфраструктуры.
Опасений у волгоградских общественников более чем достаточно, и не зря «сугубо техническое» решение городской Думы вызвало у них столь сильную негативную реакцию. У местных экоактивистов давние счёты к мэрии. Среди самых очевидных претензий — крайне спорный подход к санитарной обрезке деревьев, который практикует новый директор МБУ «Волгоградзеленхоз» Павел Целковский. За опиловку, в результате которой здоровые растения превращаются в голые столбы, администрацию Волгограда не критиковал только ленивый. Даже известный блогер Илья Варламов не преминул упрекнуть местные власти в некомпетентности, отметив, что усилиями волгоградских горе-озеленителей из любого красивого дерева с пышной кроной получается «убогий страшный пень, просто с веточками». Однако стрижка зелёных насаждений «под ноль» — только вершина айсберга. Проблем в этой сфере намного больше, и некоторые из них требовали срочного решения ещё десять лет назад.
— Ситуация с зелёными насаждениями в Волгограде является как минимум катастрофической. По всем нормативам мы значительно отстаём от того, что должно быть — я имею в виду метраж зелёных насаждений на одного жителя. Те насаждения, что есть, в значительной степени деградировали. Так называемый зелёный пояс в некоторых местах исчез, а в других уже не может выполнять свои функции, — перечисляет наиболее серьёзные проблемы с озеленением активист ОНФ Константин Глушенок. — Финансирование озеленения — в высшей степени убогое и предполагает исключительно возмещение затрат на зарплату работникам «Горэколеса», вокруг которого регулярно возникают скандалы и уголовные дела. Можно вспомнить незаконные вырубки на острове Сарпинском, которые имели место в течение нескольких лет — ущерб от них составил, по оценке Росприроднадзора, порядка 16 млн рублей. И в Волгограде нет комплексных программ, которые остановили бы эту деградацию.
Константин Глушенок отмечает, что в Волгограде, в отличие от большинства малых городов региона, зелёный пояс до сих пор даже не поставлен на кадастровый учёт. Среди других поводов для беспокойства, которые мэрия систематически игнорирует — плачевное состояние парков (яркий пример — засохшие на корню туи в ЦПКиО), отсутствие компенсационных высадок, неадекватный подход к санитарной обрезке. По-прежнему актуален и вопрос, связанный с состоянием балок и малых рек, которые сейчас фактически превращены в свалки — там также необходимо дополнительное озеленение.
По мнению волгоградских общественников, для полноценного решения наболевших вопросов в сфере озеленения городу нужен единый оператор по обращению с зелёными насаждениями — аналог регоператора по обращению с отходами. Робкие попытки усиления «Волгоградзеленхоза», которые ранее предпринимала мэрия, экоактивисты называют шагом в правильном направлении, но подчёркивают, что они были недостаточными. Волгограду необходима организация, которая займётся комплексным озеленением всего города — начиная с подготовки семян и заканчивая обустройством поливочного водопровода.
Учитывая сомнительные успехи концессионеров на коммунальном поприще, общественники не хотят видеть в качестве спасителя лесов иногороднюю частную компанию — но и администрацию города не считают способной справиться с поставленным вызовом. Поэтому, возможно, в ближайшее время активисты сами начнут координировать усилия, чтобы создать в областном центре единый центр по решению проблем с озеленением.
Волгоградцы наконец-то должны понять, что от их активности полностью зависит ситуация в их городе. Не от каких-то дяденек, не от вышестоящего начальства, а именно от них. Это люди выбрали таких депутатов, которые назначили такого главу города, и в результате мы видим деструктивную деятельность администрации в плане озеленения, дорожного хозяйства, общественного транспорта. Если у нас перед администрацией города будет митинг из тысячи человек хотя бы три дня, у нас будут положительные изменения. Пока митинга нет — изменений не будет.Илья Кравченко, депутат Волгоградской городской Думы
Захотят ли волгоградцы митинговать ради деревьев и удастся ли общественникам создать в областном центре экологическую коалицию, покажет время. Но уже сейчас ясно, что без срочного решения проблем с озеленением Волгоград спустя несколько лет столкнётся с катастрофическими последствиями.