Posted 28 июня 2020, 19:52
Published 28 июня 2020, 19:52
Modified 17 октября 2022, 10:28
Updated 17 октября 2022, 10:28
Некоторое время назад Путин уже выделил российским регионам 200 млрд. Кроме того, ещё 100 млрд рублей в качестве поддержки субъекты РФ получат на строительство дорог.
По оценке экспертов, 300 млрд регионам хватит лишь на четверть необходимых потребностей. Есть три варианта решение финансовых проблем: сократить расходы, но это маловероятно; использовать различные резервные фонды, либо снова брать в долг.
Журналисты «Новых Известий» решили разобраться, как изменилась ситуация с долговой нагрузкой российских регионов за последние 2 года, и как различные ограничительные меры, введенные из-за коронавируса, повлияли на рост заемных средств.
Оказалось, что за два года суммарно все регионы сократили свой государственный долг. Правда сумма уменьшилась всего на 4,2 процента. Долг по данным Министерства финансов РФ уменьшился с 2,19 трлн рублей по 2,1 трлн рублей.
Только 2 региона не имеют госдолга вообще, еще в 36 субъектах госдолг удалось сократить. Власти 20 регионов смогли удержать уровень долга на прежнем уровне, а власти 26 – все-таки его увеличили.
Волгоградская область не попала в топ-10 регионов ни по уровню госдолга, ни по динамики его роста.
Эксперт Российского института стратегических исследований, кандидат экономических наук Михаил Беляев считает, что региональные власти не создали комфортные условия для восстановления бизнеса после смягчения ограничений. И в этом видину основну причину наращивания долгов бюджетами субъектов РФ.
- Нельзя не отметить бездействие большинства региональных властей. Имея необходимые полномочия, они не удосужились предпринять меры по поддержке регионов. За все время пандемии они только и делали, что жаловались и уповали на помощь сверху. Например, можно было бы выпустить региональные облигационные займы. Распространить их среди физических лиц, предпринимателей. Физические лица могли бы использовать их в качестве залога при обращении в местный региональный банк. Региональные власти также не сделали попыток обратиться и в полной мере воспользоваться механизмом государственно-частного партнёрства и нацпроектами.
Михаил Беляев, эксперт Российского института стратегических исследований, кандидат экономических наук
При этом Беляев также называет госдолг стандартным финансовым инструментом, которым можно эффективно управлять, но руководители российских регионов этого делать не могут или не хотят.
Что касается Волгоградской области, то региональным властям удалось его снизить в 2019 году на 4,3 миллиарда рублей, долговая нагрузка уменьшена на 8,1%.
В настоящее время в структуре госдолга области доля коммерческих кредитов составляет менее трети всего объема заимствований. Сейчас финансовый блок администрации региона намерен перекредитоваться, заменим займы по ставке в 8,6 % годовых кредитами по льготной ставке — не выше 6,5%. Такой маневр позволит региональному бюджету сэкономить 70 млн рублей.
Напомним, рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило Волгоградской области рейтинг кредитоспособности на уровне ruА-, что характеризует экономику региона умеренно высоким уровнем финансовой устойчивости.