Это решение городских властей стало очередной разрушительной волной для «флота» электротранспорта города-миллионника и породило настоящее «цунами» народного гнева в соцсетях.
Вековая любовь к трамваю
Привязанность, а можно сказать, что и любовь к трамваю, к его мерному стуку колес у волгоградцев-сталинградцев буквально генетическая. Первый электрический трамвай появился в Царицыне в апреле 1913 года. На тот момент трамваи уже были в 36 губернских городах Российской империи, но именно Царицын стал первым уездным городом с новым электротранспортом. Трамвай полюбился горожанам по ряду причин — не только из-за удобства, но и тем, что он был дешевле поездок на извозчике. Один трамвайный билет в ту пору стоил 5 копеек. Электротранспорт продолжал развозить сталинградцев даже во время войны и работал вплоть до 23 августа 1942 года, когда массированная немецкая бомбардировка превратила в руины целые городские кварталы.
Не будем пересказывать все этапы роста и развития волгоградского трамвайного древа маршрутов, которое насчитывает уже более чем вековую историю, поскольку сейчас более актуально говорить об угрозе, нависшей над данным видом электротранспорта и его родным братом — троллейбусом.
На днях департамент городского хозяйства мэрии Волгограда обновил список маршрутов электротранспорта на второе полугодие 2020 года. И в нём не оказалось сразу двух троллейбусных и трамвайных направлений. Причина упразднения не уточняется. Согласно опубликованному плану перевозок, на областной центр-миллионник на линии остаются 12 трамвайных маршрутов и всего четыре троллейбусных.
Как в Волгограде убивают электротранспорт
Новую инициативу городских властей мгновенно окрестили в соцсетях отсроченным убийством электротранспорта.
— В нашем городе происходит планомерное разрушение электротранспорта. Трамваи и троллейбусы всегда были основным городским транспортом. Десятилетия это была развитая сеть маршрутов и стабильная работа в любое время года и любую погоду с раннего утра до позднего вечера. Но последние годы под предлогом оптимизации комплексной транспортной схемы администрация Волгограда систематически разрушает электротранспорт. Например, полностью было разрушено троллейбусное движение и ликвидированы маршруты в Красноармейском районе и на шоссе Авиаторов.волгоградская активистка Наталья Абрамова
Волгоградцы еще помнят внедрение «новой схемы пассажирских перевозок» в Кировском и Советском районах три года назад. Тогда южные районы Волгограда остались без экологически чистого электротранспорта. Отмена троллейбуса № 18, например, значительно осложнила передвижения жителей. А, например, блогер Варламов, узнав о новой волне закрытия маршрутов электротранспорта в Волгограде в середине июня открыто назвал такой шаг попыткой обмануть горожан.
— Здесь проблема ещё и в том, что планомерное уничтожение троллейбусов в Волгограде идёт уже не первый год. За них активно взялись еще в 2011 году, когда в городе было 16 маршрутов: троллейбусы списывали, депо закрывали, активно демонтировали контактную сеть. В итоге в городе осталось лишь 4 троллейбусных маршрута из 16 и около 200 троллейбусов, что на треть меньше, чем 10 лет назад, - заявил Илья Варламов.
Маршрутки и автобусы не предлагать
Больше всего защитников нашлось у трамвайного маршрута № 1. Причем волгоградцы, живущие в непосредственной близости от его остановок, и чьи дети учатся в одной из пяти (!) школ, мимо которых проходит «единичка», беспокоятся не просто за удобство и перемещения с комфортом, а за безопасность малолетних детей.
— Я живу на улице Гурзуфской. Нам очень нужен трамвай, пусть он здесь останется. У меня, например, двое несовершеннолетних детей, среднего и младшего школьного возраста. Они ездят в школу на трамвае. Ездят и с Мончегорской, и с Просвещения. А иначе у нас просто не дойти до маршрутов 3 и 4, в межсезонье слякоть, грязь, гололед, я детей туда не пущу — рассказала жительница Ворошиловского района Юлия.
— Мы с улицы Оленегорской. Я живу там с 1957 года. Трамваи ходили регулярно, ходили двойные трамваи, всегда были переполнены, все было хорошо. Пока не стала ходить «четверка». Она едет из города и «перебивает» «единицу». Получается, что наш «закуток» с людьми, три поселка Блочный, Кирпичный, Финский, остались совсем без трамвая. Если сейчас нас лишат трамвая, мы будем в «западне», отрезаны от мира. Это Ворошиловский район, не деревня, и не колхоз, а считай центр города, — эмоционально восклицает волгоградка Галина. На эмоциональные заявления жителей, вставших на защиту «единички», мэрия Волгограда ответила бравыми пресс-релизами.
Странный комфорт
Городские власти, словно не слыша людей, на днях отчитались, что для удобства и даже комфорта жителей частного сектора, проживающих в Ворошиловском районе, в качестве одной из альтернатив ликвидируемому первому трамвайному маршруту организован новый вспомогательный автобусный маршрут № 8а. Он свяжет улицы Просвещения, Морфлотскую, Огородную с центром города, а также Второй, Первой и Нулевой продольными магистралями. Предполагается, что на маршруте протяженностью порядка 20 км будут работать 25 автобусов малой вместимости.
— Ранее данную территорию в Ворошиловском районе обслуживал трамвайный маршрутом № 1, из-за низкого пассажиропотока маршрут работал с интервалом в 1 час. Так, на участке от Второй продольной до улицы Просвещения в трамвае одновременно ехали не более 5 человек. Введение нового вспомогательного направления, обслуживаемого микроавтобусами, позволит не только сократить интервал между рейсами до 10 минут в часы пиковой нагрузки, но и впервые пустить общественный транспорт в ту часть частного сектора, куда трамвай не доезжал, - рассказали в мэрии Волгограда.
Для человека постороннего, не пользующегося «единичкой», все логично и объяснимо. Однако, волгоградские активисты, которые пообщались с жителями Дар-горы, заподозрили неладное. Дело в том, что данные опросов и расчеты нерентабельности трамвая первого маршрута нуждаются в дополнительных проверках, уверен руководитель регионального отделения Федерального комитета по контролю, борьбе с коррупцией и терроризмом в г. Волгоград и Волгоградской области Анатолий Полунин.
— По моим данным, была серьезная фальсификация статистики, чтобы показать нерентабельность трамвая. Людям элементарно не продавали билеты, люди ездили бесплатно, а учет пассажиров велся с грубыми нарушениями, их число занижалось. Например, в салон трамвая заходили 10 или 12 человек, а ставились отметки, что зашло 2 или 3. Это не просто голословные утверждения, а есть свидетельства очевидцев, которые мы зафиксировали на видео. Анатолий Полунин, руководитель регионального отделения Федерального комитета по контролю, борьбе с коррупцией и терроризмом в г. Волгоград и Волгоградской области
Учитесь на чужих ошибках
Как только ролики об угрозе, нависшей над волгоградским трамваем появились в сети, это мгновенно нашло отклик у жителей других регионов. Некоторым из них об удобном элеткротранспорте остается только ностальгировать. (орфография сохранена)
— Городская администрация, хватит издеваться над людьми!!! Людям нужен трамвай!!! У нас в Твери развалили трамваи и троллейбусы. Теперь с ребенком по городу невозможно перемещаться!!! Поездка в маршрутках -это пытка для детей. А о стариках подумали?
— Астрахань с вами. Дорогие наши Волгоградцы боритесь за электротранспорт не давайте разрушать его чиновникам и администрации города
— Архангельск с Вами! Народ страдает очень без трамвая. Губернаторам не понять никогда, их возят на иномарке, им глубоко наср. на народ! В Волгограде вообще трамваю альтернативы нет, там он по выделенке чешет практически до ВГТЗ, никакая ср… маршрутка с ним не сравнится. Обслуживание электросетей в разы дешевле, чем гнилой асфальт через каждые 5 лет класть, особенно по пр. Ленина :))). Рельсы переживут все.
Конечная остановка?
Один из активистов движения «Электротранспорт Волгограда» #ТрамвайЖиви Олег Кравченко закончил ВГТУ по специальности «Транспорт», написал несколько научных работ и составил проекты развития электротранспорта в городе-миллионнике, но сейчас вместо внедрения своих разработок и модернизации вынужден сосредоточиться на общественной деятельности, чтобы электротранспорт в Волгограде просто не уничтожили.
— Это свинское отношение к людям со стороны власти, ведь очевидно же, что сейчас в частном секторе на Дар-горе нет даже подъездных путей кроме трамвайных рельсов. Нет пешеходных дорог для школьников, нет освещения. Инфраструктура элементарно не готова. И при этом электротранспорт разрушают умышленно в интересах коммерческого перевозчика ООО «ВАП». Мы делаем все, что можно, а именно привлекаем внимание к проблеме. Мы только за неделю собрали около тысячи подписей в защиту трамвая маршрута номер 1. Пишем обращения и заявления в прокуратуру, СК РФ, депутатам, стараемся добиться максимальной огласки, — рассказал журналисту издания «НовостиВолгограда.ру» Олег Кравченко.
По словам активиста, копии подписных листов будут переданы в прокуратуру, в администрацию города Волгограда, в администрацию Волгоградской области, в Администрацию Президента России и депутатам Государственной Думы.
При этом действия мэрии активисты не только критикуют, но предлагают вполне конкретные инициативы и решения, которые лежат на поверхности.
Например, о запуске «длинных» единиц общественного электротранспорта по обеим продольным с пересадочными узлами в южном (Кировский район) и северном (Спартановка) концах города.
— Вместо сложных номеров у них должны быть надписи П1 или П2 П1 — от пос. ГЭС до Кировского (троллейбусное депо № 6), П2 — от Красноармейского до Тракторного. Напрашиваются два мощных пересадочных узла — в Кировском у троллейбусного депо № 6 и на Тракторном, на пересечении 1 и 2 продольных. Пересадки должны быть бесплатные, а схема с продольными и подвозными маршрутами адекватной — предлагает telegram-канал «Красный депутат», за которым предположительно стоит депутат городской думы Илья Кравченко.
Активисты уверены, что, если в бюджете Волгограда отсутствуют средства на содержание и развитие транспорта, их нужно предусмотреть. А если дефицит такой уж серьезный, то можно, например, направить на эти цели десятки миллионов рублей, которые тратятся ежегодно для закупки дорогих иномарок чиновников городского и областного уровней.
В завершение отметим, что оперативных ответов от мэрии Волгограда на вопросы о том, насколько оправдала себя стратегия сокращения электротранспорта (троллейбусов) и замена его маршрутов подвижными единицами ООО «ВАП» и муниципальными автобусами, а также какие выводы можно сделать из итоговых годовых цифр пассажиропотока по разным видам транспорта: трамвай/троллейбус/автобус нам получить не удалось.