Posted 20 июня 2020,, 18:36

Published 20 июня 2020,, 18:36

Modified 17 октября 2022,, 10:12

Updated 17 октября 2022,, 10:12

Дети тонут молча: июньские трагедии с гибелью на воде волгоградских школьников

20 июня 2020, 18:36
В Волгоградской области за первые две недели июня утонули сразу трое школьников. Такое трагическое начало летнего сезона в контексте отдыха детей на воде поставило новые вопросы перед системой профилактики и навело на мысли о более жестких ограничительных мерах для детей на пляжах.

По данным из открытых источников гибель людей на воде — третья по счету в ряде других сценариев несчастных случаев. Количество ежегодно тонущих в мире неприятно поражает воображение — около 400 тыс. погибших. Это значит, что ежечасно в мире появляется около 40 новых утопленников, почти каждый 10-й ребенок. В России цифры на протяжении последних 10 лет варьируются в границах от 5 до 10 тыс. утонувших ежегодно, причем на долю детей приходится каждый 5-й трагический инцидент, что в два раза выше общемировой статистки.

Перед тем, как обратиться к трагической статистике в контексте Волгоградской области, хотелось бы разрушить несколько стереотипов про саму процедуру утопления.

Кричит душа, а не рот

Прежде всего, утопление — это часто тихий и беззвучный процесс, который далек от шаблонов и сценариев из других видов экстренных ситуаций, когда погибающий кричит и зовет на помощь, что есть сил. Так часто изображаемое в фильмах размахивание руками с брызгами и криками почти никогда нельзя увидеть и услышать в реальной жизни. Причина этому - банальная физиология. Ведь, попав в воду, человек хватается за жизнь, а значит за воздух. Он пытается сделать глубокий вдох, но лишь заглатывает воду, из-за этого происходит сокращение голосовой щели, после безуспешных попыток удержаться на поверхности воды утопающий теряет сознание, только тогда спазм снимается, а вода затекает в легкие.

За редким исключением тонущие люди физиологически неспособны позвать на помощь. Времени, которое рот утопающего находится над водой, недостаточно, чтобы выдохнуть, вдохнуть и закричать. Дыхание — основная функция дыхательной системы, а речь — дополнительная.

Утопающие не могут размахивать руками и звать на помощь. Инстинкты заставляют их раскинуть руки в стороны и отталкиваться от воды, пытаясь поднять тело вверх, чтобы рот показался над поверхностью, и они могли сделать очередной вдох. При инстинктивной реакции утопающего человек не может управлять движениями рук. Он совершает инстинктивные движения и хватается за спасательные приспособления. Пока продолжается инстинктивная реакция утопающего, тело человека остаётся вертикально в воде, без малейших признаков поддерживающих движений ногами. Если его не спасут, утопающий может продержаться в воде от 20 до 60 секунд перед полным погружением.Франческо Пиа, отрывок из журнала «Coast Guard’s On Scene» (журнал береговой службы)

Понять, что ребенок тонет, можно по ряду признаков. Это низкая посадка головы, когда рот на уровне воды, либо же голова инстинктивно запрокинута назад, постоянно открываемый для хватания воздуха рот, испуганные или расфокуссированные глаза, вертикальное положение в воде или же попытки перевернуться на спину, наконец, усилия, когда неопытный купальщик пытается выбраться из воды как по верёвочной лестнице, однако движения остаются под водой.

Стоит помнить, что гибель организма при утоплении наступает только через 5–10 минут. Поэтому в первую минуту можно спасти 90% утопленников. А вот уже спустя 5 минут - не более 3% утопающих.

Именно по первому сценарию развивались события трагической истории на береговой линии напротив микрорайона Тулака в Волгограде 9 июня.

Старшая девочка успела крикнуть, а ее брат тонул молча

8-летний мальчик вместе со старшей 11-летней сестрой сказали родителям, что пойдут гулять в парк, а сами спустились к Волге. Сначала они просто ходили по берегу, а потом на свою беду решились прогуляться по песчаной косе.

— Мы с сыном пришли на берег, что называется, отдохнуть от городской суеты. Детей этих видели, но недалеко на берегу сидели мужчина и женщина. Мы думали — родители, и все под контролем. Отвлеклись, а дети уже в воде метрах в 20 от берега, и течение быстро несет. Девочка громко кричала. Мы с сыном поскидывали одежду и — в воду, — рассказывает 63-летний волгоградец Сергей Башкиров.

Его сын доплыл до детей первым и успел схватить обоих. Но, пока он передавал девочку отцу, мальчик оттолкнулся и выскользнул. 34-летний мужчина нырял пока хватало дыхания, наглотался воды, но так и не смог найти школьника, а потом сам еле доплыл до берега.

Я в это время с девочкой на шее греб к берегу, потом зацепился за дерево. Она крепко держалась. Очень была напугана. Потом уже подошла лодка спасателей, и они помогли нам.

Как выяснилось, спасательная станция ГКУ ВО «Аварийно-спасательная служба Волгоградской области» находится от места трагедии всего в 3-х километрах, рассказал нам директор ведомства Илья Будиловский. Всего же по области имеется 18 подразделений ГКУ ВО «Аварийно-спасательная службы», имеющих места постоянной дислокации. Этого конечно недостаточно, чтобы охватить весь регион.

Нет пляжей, нет проблем у властей

Согласно постановлению губернатора от 2014 года за безопасность на воде отвечают органы местного самоуправления. Именно главы городов, районов, поселений обязаны озаботиться открытием официальных пляжей, где в обязательном порядке обязаны будут дежурить спасатели. Однако химические пробы воды, очистка дна, установка буйков, заключение договоров со спасателями — дело хлопотное, гораздо проще поставить шлагбаум — купаться запрещено, но ведь и этого не делается.

— На сегодняшний день (интервью записывалось 19 июня) в Волгограде не открыто ни одного официального пляжа. Что же касается дежурства на них спасателей, то это могут быть как профессиональные сотрудники спасательных ведомств, так и люди прошедшие специальные курсы. Сейчас есть курс и возможность 114-ти часовой подготовки, но из органов местного самоуправления к нам обращаются не часто, — рассказал директор ГКУ ВО «Аварийно-спасательная служба».

Илья Будиловский посоветовал всем родителям малолетних детей в независимости от возраста последних не стесняться оснащать их надувными нарукавниками и кругами, но главное — это учить детей дисциплине, элементарным правилам безопасности и соблюдать ее самим.

Почти все проблемы идут от безнадзорности. Особенно сейчас, когда в период пандемии были закрыты детсады, школы, детские лагеря. Многие дети предоставлены сами себе, а опыта, как вести себя на воде, у них нет.

К слову, профилактика это не просто свод правил, а целый комплекс мер, разработанный профессионалами.

Вода добрая и злая

Например, в рамках акции по профилактике опасного поведения детей на водоемах Волгоградской области в аппарате детского омбудсмена Нины Болдыревой в игровой форме для детей написан целый сценарный план под названием «Вода добрая и злая».

Хотелось бы напомнить органам образования, комиссиям по делам несовершеннолетних, что необходимо проводить дополнительную работу, в нынешних условиях онлайн-работу, с детьми в рамках нашей долгосрочной акции, которая по инициативе губернатора была запущена еще три года назад. Это акция «Вода добрая и злая». У нас есть великолепные методические разработки на данную тематику. Это лаконичный и удобный для восприятия детей материал. Там всего 4 этапа. У меня такое ощущение, что из-за особенностей образовательного процесса в этом году школы возможно не дотянули программу, — поделилась мнением детский омбудсмен Нина Болдырева.

Злая топь

Напомним, что трагедия на Тулака стала в июне, увы, не единственном ЧП с детьми в Волгограде. 3 июня девочка 13-ти лет в компании друзей и младшей сестры 9-ти лет отправилась на пруд на юге города. Подросток вместе с младшей сестрой плавала на надувном матраце по водоёму в Кировском районе, когда плот перевернулся, спасти старшую из девочек не удалось.

По факту её гибели органы СУ СКР региона проводят доследственную проверку. Однако вряд ли здесь удастся найти виновных, ведь подростки сами нарушили технику безопасности. А вот еще один третий по счету трагический инцидент не обошелся без вопиющей халатности, когда взрослый буквально затащил ребенка в воду, а спасти не смог.

Трагедия произошла 7 июня на реке Хопер. В тот день молодой человек отправился купаться и прихватил с собой детей своих приятелей — 11-летнего мальчика и его 7-летнюю сестру.

Зайдя в воду с девочкой, мужчина предложил ей держаться за его спину. Не рассчитав свои силы, он отплыл с ребенком на несколько метров от берега. Тут девочка соскользнула и скрылась под водой. Из-за быстрого течения и глубины реки мужчина не смог ее спасти.

Вместо того, чтобы позвать на помощь и сообщить о случившемся в правоохранительные органы, подследственный отправился домой. Когда старший брат погибшей рассказал родителям о трагедии было уже поздно, — сообщила старший помощник руководителя СУ СКР по Волгоградской области Наталия Рудник.

Спасатели обнаружили тело девочки лишь через два дня.

Теперь мужчина подозревается в совершении преступлении по ч.1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности).

После череды инцидентов, связанных с гибелью детей на воде, в региональном Следственном управлении предупредили, что будут жестко реагировать на все факты ненадлежащего исполнения родителями обязанностей, вплоть до привлечения их к ответственности.

"