Корреспонденты «НовостиВолгограда.ру» побывали в Центральном парке, лично оценили уровень благоустройства, поговорили с экспертами и местными жителями — и пришли к выводу, что за два месяца инвестор, отвечающий за реставрацию ЦПКиО, не успеет превратить выжженную солнцем пустошь в цветущий райский уголок.
Жарким июньским днём людей в волгоградском ЦПКиО немного. Сказывается катастрофическая нехватка зелени и тени: до того, как концессионер начал благоустраивать Центральный парк, здесь было свыше десяти тысяч деревьев. Сейчас, после масштабной «санитарной вырубки», их осталось в несколько раз меньше. Зимой власти Волгограда сообщали, что в парке взамен срубленных растений высадили 700 деревьев-крупномеров, а в марте к ним добавили ещё 500 хвойных растений. Часть деревьев сажали ещё позже — в мае, и некоторые из них уже погибли от зноя. Правда, мэрия Волгограда считает, что растений в ЦПКиО достаточно.
— С начала 2017 года в ЦПКиО было высажено свыше 1,5 тысяч крупномерных деревьев, а также 20 тысяч кустарников и многолетних цветов и трав, для ухода за растениями проложено более 30 тысяч метров поливочного водопровода. Дендрологический план парка включает в себя более 350 наименований деревьев и кустарников, в том числе в парке высажены липы, ивы, горные сосны. Следующий этап озеленения запланирован на осень 2020 года, — сообщили в пресс-службе городской администрации в ответ на запрос «НовостиВолгограда.ру».
К «Волгоград Арене» через ЦПКиО ведёт заасфальтированная дорога (во время ЧМ-2018 — «дорога болельщиков», прим. ред.), посреди которой зачем-то установлены некрашеные деревянные лавочки. Чуть поодаль — настоящий марсианский пейзаж: горы перекопанного грунта, между которыми расположились некие сооружения «научно-фантастического» вида. Стоит признать, что в своём нынешнем виде ЦПКиО действительно больше напоминает Марс, чем Европу. Фальшивая Эйфелева башня в парке аттракционов не помогает развеять это ощущение.
С другой стороны — теннисный корт и спортивная зона с тренажёрами. Газон здесь уже выгорел — но, по крайней мере, вокруг него хотя бы нет колючей проволоки, которая так возмутила известного блогера Илью Варламова. Впрочем, у волгоградских общественников к благоустройству ЦПКиО тоже хватает претензий.
— Концессионное соглашение с ООО «Парк» было подписано мэрией Волгограда ещё в 2017 году. Оно предполагало несколько этапов, первый из этих этапов уже должен быть выполнен. Но вместо того, чтобы сдать эту работу, концессионер организовал вырубку всех нормальных деревьев и превратил ЦПКиО в пустыню, которую мы сейчас можем наблюдать, — подчёркивает экологический активист Константин Глушенок, член штаба ОНФ в Волгоградской области. — Вместо парка — огромная непонятная взлётная полоса асфальтной дороги. Посреди неё торчат лавочки, на которых, по-видимому, должны отдыхать усталые концессионеры вместе с руководством города Волгограда. Эти лавочки просто испепелят людей, которые вздумают на них сесть в жару! То, что Центральный парк находится в столь удручающем состоянии, — это абсолютное неуважение и цинизм по отношению к городу-герою.
Достойное благоустройство наблюдается лишь возле колеса обозрения, но тени нет и здесь. Немного дальше — потихоньку зарастающий паутиной мемориал с блиндажом генерала Родимцева и этнографическая зона, которую инвестор изначально обещал открыть ещё в 2019 году. Сейчас здесь строят традиционное казачье подворье — по словам рабочих, дом собирают из аутентичных материалов столетней давности и с соблюдением технологий того времени. Вряд ли эту сложную работу удастся полностью завершить за два месяца.
Сотрудники компании-концессионера деловито готовят к посадке сухие пожелтевшие туи, с которых уже облетает хвоя. Судя по всему, деревья давно ждут высадки под палящими солнечными лучами. Рабочие утверждают, что хвойные деревца быстро оживут, потому что их будут хорошо поливать. Верится в это с трудом — особенно после прогулки по аллее, вдоль которой высажены такие же туи, принявшие под беспощадным волгоградским солнцем жёлто-оранжевую окраску. Этим растениям полив почему-то не помог.
Немногие лавочки и участки газона, которые находятся в тени, уже заняты. На вопрос, нравится ли им реконструкция парка, отдельные прохожие отвечают утвердительно, но многие лишь пожимают плечами. Некоторые высказывают мнение, что концессионер не успеет закончить работы в срок. Впрочем, есть и те, кто искренне верит в грядущее преображение ЦПКиО.
— Изумительный парк, я в восторге! Самый красивый будет парк, европейский! Я слабовидящий человек, но я каждый день здесь хожу, всё щупаю, ощущаю, и эта планировка мне нравится невероятно, — рассказывает пенсионер Геннадий Владимирович, живущий в одном из ближайших домов. — Вот здесь идёт аллея сафоры японской, из питомника привезли. А здесь готовят площадку под крытую оранжерею с субтропическими растениями…
— Зато туи, которые здесь растут, уже сплошь жёлтые, — осторожно замечаем мы.
— Они и были жёлтые! Это сорт туи жёлтого цвета! Они при высокой температуре облетают, — уверенно отвечает Геннадий Владимирович. — Их сажали в мае.
Мы находим веточку туи, покрытую выгоревшей хвоей, и протягиваем её Геннадию Владимировичу. Сухие иголки рассыпаются у него в руках, но пенсионер по-прежнему убеждён: это особый сорт, который «способен сам восстанавливаться». Об этом ему рассказали эксперты, которые показывали местным жителям дизайн-проект нового парка. В проекте вообще много интересного: его авторы обещают вымостить пешеходные дорожки плиткой, произведённой «по французской технологии», создать мини-водоёмы для лодочных прогулок и облицевать одну из зон парка серо-белым мрамором. Правда, пока что вся эта красота существует только в воображении планировщиков, а простые горожане владеют крайне малой долей информации о том, каким образом инвестор собирается превращать ЦПКиО в «европейский парк».
Активист ОНФ Константин Глушенок подчёркивает, что с 2017 года полную концепцию озеленения и восстановления ЦПКиО так ни разу и не представили на градостроительном совете. Вместо этого волгоградцам — как простым горожанам, так и общественникам — показали только отдельные концепт-арты, слабо связанные между собой. За три года концессионер не объяснил жителям Волгограда, что конкретно он собирается делать и в какие сроки. Теорию об «особом сорте» жёлтой туи активист-эколог и вовсе разгромил в пух и прах.
Если хвойное дерево начало сохнуть — всё, ему конец. Только лиственное дерево с грехом пополам можно оживить, если заливать водой. Более того, хвойные деревья вообще-то высаживают вместе с комом земли исключительно с ноября по март, в холодное время. В тот календарный период, в котором мы сейчас находимся, никто с хвойными не работает. Разговоры об особых сортах — глупости.Константин Глушенок, активист штаба ОНФ в Волгоградской области
Общественник Эдгар Петросян говорит, что красивые дизайн-проекты слишком далеки от реальности и не учитывают местные реалии. Попытка воплотить их в жизнь без учёта волгоградского климата привела к тому, что парк из заросшего неухоженными деревьями пространства в центре города превратился в раскалённую сковороду, где деревьев нет вообще.
— К маю 2020 года концессионер обещал привести ЦПКиО в состояние современного парка и оправдать своё варварское поведение при вырубке живых деревьев. Как мы видим, там до сих пор сплошная пустыня, где гулять не хочется, особенно учитывая волгоградскую жару. Идеологами такого благоустройства могут быть только люди, далёкие от волгоградской погоды, потому что любой местный житель понимает: летом у нас засушливая жара, и долгое нахождение под открытым солнцем приведёт к тепловому удару, — резюмирует Эдгар Петросян, активист регионального штаба ОНФ.
Мы уже подробно рассказывали о том, как Центральный парк оказался в распоряжении частного инвестора — компании ООО «Парк» во главе с гендиректором Петром Пигалевым. В 2017 году по концессионному соглашению ЦПКиО передали «Парку» на 39 лет с условием, что только за первые три года в развитие и благоустройство территории будет вложено не менее 330 млн рублей. Концессионер получил льготы по аренде земли в обмен на обещание сдать основные объекты в 2020 году.
По данным пресс-службы мэрии Волгограда, в этом году ООО «Парк» должно достроить входную группу ЦПКиО, сформировать экспозицию «Нобелевский городок», установить водные аттракционы и открыть аллею городов-побратимов. Сейчас эти зоны не обустроены, хотя формально исполнение концессионного соглашения в части благоустройства находится на финальной стадии.
— По информации, предоставленной инвестором, на данный момент в парке смонтирована система полива, установлено колесо обозрения, созданы мемориальная и спортивные зоны, зона проведения массовых мероприятий, парковочные площадки, продолжается формирование дорожно-тропиночной сети. Проведены восстановительные работы конструкций ограждения ЦПКиО вдоль улицы Батальонной и стадиона «Волгоград Арена». В парке установлено свыше 250 парковых диванов, лавочек и скамеек и порядка ста светильников, уложено 4 тысячи квадратных метров брусчатки и 21 тысяча квадратных метров асфальтового покрытия, — сообщили в пресс-службе администрации Волгограда. — В спортивной зоне завершено возведение роллердрома (скейт-парка), верёвочного парка, футбольного поля для мини-футбола, теннисного корта, площадки для баскетбола, детского стадиона, детской зоны для сдачи норм ГТО, зоны минигольфа, тропы здоровья, а также установлены тренажёры.
Чиновники признают: «возрождение» ЦПКиО идёт с нарушением сроков. О том, что концессионер не справляется с заявленными темпами работ, мэрия говорила ещё зимой, но сейчас у инвестора появился удобный предлог для затягивания благоустройства — коронавирус. Из-за ограничительных мер и временного закрытия некоторых предприятий часть материалов и оборудования приходит концессионеру с задержкой. Поэтому, утверждают в ООО «Парк», сроки работ по нескольким объектам пришлось скорректировать. В мэрии указали, что инвестор согласен выплатить неустойку — правда, её размер составляет всего 0,01% от концессионной платы за каждый день просрочки. Волгоградские общественники считают, что это никак не мотивирует ООО «Парк» работать лучше.
Основная претензия к концессионеру — в том, что он срывает сроки. До сих пор практически ничего не готово, если говорить о целостном подходе. В контракте между мэрией и концессионером прописаны смешные неустойки, которые инвестор может оплачивать, практически не неся финансовых потерь. Поэтому концессионер так себя и ведёт: если бы изначально прописали серьёзную неустойку, он бы работал совсем по-другому и понимал, что за каждое промедление и за некачественную работу будет наказан рублём.Эдгар Петросян, активист регионального штаба ОНФ
Константин Глушенок также считает, что концессионер не выполняет взятых на себя обязательств, а его работа сводится к «имитации деятельности и уничтожению деревьев, которые привозятся туда под видом пересадки». Общественник уверен, что мэрии следует либо расторгнуть соглашение с ООО «Парк» и начать поиски нового инвестора, либо наконец признать, что концессионный путь развития городской среды — не лучший выбор, и вернуть ЦПКиО на баланс муниципалитета.
Разговоры о том, что мэрия недовольна работой ООО «Парк» и размышляет о смене инвестора, велись ещё в начале года. Однако реальных последствий они за собой не повлекли. В результате вместо городской администрации, которая предпочитает игнорировать проблему, в дело пришлось вмешаться губернатору. Как отмечает Эдгар Петросян, вообще-то исполнительная власть не должна была устанавливать сроки по благоустройству ЦПКиО, поскольку концессионное соглашение подписывала мэрия, а не администрация региона — но поскольку городские власти отмалчивались, поручение привести парк в порядок к 15 августа дал Андрей Бочаров. Личный контроль со стороны губернатора должен был подстегнуть частного инвестора — однако энтузиазм у концессионера так и не проснулся.
15 августа в ЦПКиО должен пройти музыкальный фестиваль ParkSeason Fest. К этому времени, сообщили в мэрии Волгограда, в парке нужно подготовить сценический комплекс, реконструировать зелёный театр и наладить электроснабжение. Но уже ясно, что зрителям фестиваля не удастся отдохнуть в тени зелёных деревьев: вместо этого концессионер собирается установить для посетителей солнцезащитные тенты.
Нельзя не признать: такое решение — тенты вместо деревьев и раскалённый асфальт вместо газона — отлично вписывается в общую концепцию «концессионного» ЦПКиО. Проблема в том, что вместо полноценного парка волгоградцы по милости частного инвестора получат выжженную пустошь с необоснованными претензиями на «европейский стиль».