Posted 22 апреля 2020, 14:11
Published 22 апреля 2020, 14:11
Modified 17 октября 2022, 10:31
Updated 17 октября 2022, 10:31
Какие факторы лежат в основе ценообразования, почему конкуренты не демпингуют. И, наконец, стоит ли все-таки ждать хотя бы минимального изменения стоимости топлива, журналисты издания «НовостиВолгограда.ру» попытались выяснить, опираясь на комментарии экспертов, а также, проведя сравнительный анализ цен на популярные марки бензина в ноябре 2019 и апреле нынешнего года.
Срыв мартовской сделки ОПЕК+ привел к тому, что нефтяные котировки пережили свое самое крупное падение за несколько десятилетий. А 20 апреля цена на фьючерсы нефти марки WTI упала на 300% и впервые в истории достигла отрицательных значений. Это произошло на фоне резкого снижения спроса и перенасыщения рынка дешёвой нефтью.
Как результат, во многих европейских странах, а также в США, где компании ожесточенно конкурируют между собой, подешевел бензин. Произошло это в первую очередь в тех государствах, где цена бензина не просто привязана к стоимости нефти — это универсальный принцип для всех. Главное условие для снижения цены, чтобы в конечной стоимости продукта было заложено как можно меньше налогов и акцизов. Про нашу страну этого, к сожалению, для кармана автолюбителей, сказать нельзя.
- На самом деле в стоимости бензина нефть составляет всего 7%, поэтому её цена никак не может на этот показатель повлиять. 70% стоимости бензина — это налоги. Чтобы цена на бензин в России снизилась, нужно снижать налоги, а не цены на нефть. Внутри России цена бензина — это налоги, так что автомобилистов ничем обрадовать не могу. Виктор Молоканов, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Волгоградского института управления (филиал РАНХиГС)
Как отмечают эксперты, подавляющее большинство поставщиков бензина на внутреннем рынке РФ — это вертикально интегрированные структуры. То есть компании, которые одновременно добывают нефть, перерабатывают её, получают на выходе бензин, затем довозят его до собственных АЗС и уже затем продают. Таким образом, им приходится платить полный пакет акцизов и налогов, которые в основном и определяют стоимость топлива на АЗС.
По данным Росстата, в марте продавцы бензина в России даже умудрились несколько задрать цену вверх. Так в среднем по стране бензин марки АИ-92 подорожал — на 0,09%, АИ-95 — на 0,06%. Дизельное топливо подешевело на 0,14%. При этом инфляция, по данным ЦБ, составила 2,5%. Это казалось удивительным еще и на фоне явного переизбытка топлива. Как сообщает РБК, за неделю, с 8 по 14 апреля, запасы бензина выросли на 4,1% — до 1,84 млн тонн, и это при том, что НПЗ уже снизили производство бензина на четверть. Причина в том, что в апреле российские автомобилисты стали заправляться на 30% меньше.
Однако, после ухода в начале недели нефтяных котировок в минус оптовые цены на бензин в России все-таки обрушились. Сейчас нефтяники вынуждены продавать топливо дешевле себестоимости и нести убытки в несколько тысяч рублей на каждую тонну бензина. РБК сообщает, что за неделю биржевая цена бензина АИ-92 упала почти на 11%, а издержки нефтяников превысили прибыль. По словам гендиректора агентства «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова, которого цитирует агентство, российские компании теряют по 2,3 тысячи рублей на каждую тонну АИ-92.
О том, как обстоят дела с ценами на бензин на волгоградских АЗС, мы решили выяснить в ходе редакционного рейда. Тем более, что наше издание располагает данными о стоимости топлива в ноябре прошлого года. А значит, можно провести сравнительный анализ динамики цен за 1 литр 92-го бензина за прошедшие полгода.
Выяснилось, что на трех из пяти АЗС наблюдается небольшое, в пределах полутора рублей, повышение цен на бензин марки АИ-92. Самой кусающей оказалась цена на ООО «Лукойл–Югнефтеродукт» - 44,09 рублей (+1,5). На заправках Роснефть ООО «РН-Волгоград» бензин за 6 месяцев подорожал на 1,1 рубль и сейчас стоит 43,65 рублей. Отпускная цена на Газпроме упала на значительные 1,8 руб. и составляет 41,9 рублей. На АЗС компании ООО «Шелл нефть»разница в ценах за 6 месяцев оказалась мизерной - всего +5 копеек с итоговой стоимостью 42,99 рублей за один литр 92-го бензина. Наконец, на АЗС «Волга-Нефть» цена упала ровно на рубль, в результате заправиться там сейчас можно из расчета 39,5 рублей за один литр топлива.
Ситуация с ценами на бензин в Волгограде подтвердила мнение большинства экспертов, что рухнувший рынок нефти, цену на бензин не опустит из-за особенностей регулирования отрасли. Хотя казалось бы, резкое снижение спроса должно сказаться и на ценах. Напомним, в Волгограде из-за ограничительных мер, вызванных пандемией, не работают почти все городские коммерческие маршруты, а также часть муниципальных. Объем междугородних пассажирских перевозок рухнул на 80%. В частности, директор крупной компании-перевозчика, рассказал, что сейчас ежедневно они отправляют только два автобусных рейса в Москву, против 10 в марте. Меньше стали перемещаться по городу и владельцы личного автотранспорта, которые ездят преимущественно на работу и назад.
Еще раз перечислим динамичные факторы, которые на цену бензина хотя и влияют, но в результате балансирования друг с другом формируют примерно одинаковый показатель даже в условиях серьезных колебаний переменных:
Баланс ценообразования мог быть существенно нарушен в случае импорта белорусского или европейского бензина, однако такой поворот событий правительство упредило, наложив запрет на ввоз более дешевого из-за колебаний нефтяных цен бензина из-за рубежа. Дело в том, что государство максимально заинтересовано в высокой выручке нефтяных компаний. Во-первых, из тройки лидеров рынка — «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром нефть» последние две по большей части принадлежат государству. А «Лукойл» хотя и остается частной компанией, является одним из самых крупных налогоплательщиков. Достаточно сказать, что налоговые поступления от нефтяных компаний — это едва ли не половина российского бюджета, а согласно данным Минфина, только за март нефтяники перечислили в казну 10,5 млрд рублей.
Подавляющая часть этих средств поступает от крупных игроков рынка. Для мелких же компаний снижение потребительского спроса может поставить вопрос о выживаемости, рассказал на страницах издания «Нефть и капитал» эксперт Кирилл Дозмаров.
- Для России вопрос заключается в форме интеграции, в которой будет развиваться экономика после шторма: либо это будет интеграция под эгидой и в составе крупных корпораций, которые просто вберут в себя целые сегменты рынков (как, например, уже происходит с независимыми АЗС), либо малый и средний бизнес найдет в себе силы противопоставить экспансионистским планам крупного бизнеса консолидированный ответ. Ответ этот, как я говорил, может выражаться в создании координационных отраслевых структур, объединяющих предпринимателей и обеспечивающих им представительский ресурс в органах государственной власти, а также площадку для решения отраслевых проблем. Кирилл Дозмаров, руководитель группы антимонопольной практики Art de Lex.
Рядовому потребителю возможно и интересно будет наблюдать борьбу за выживаемость мелких игроков рынка, а возможно, что произойдет и поглощение их уже упоминавшимися компаниями-гигантами из большой тройки. Но все же, первоочередным для автомобилистов остается вопрос возможных колебаний цен на бензин. Однако здесь все, как говорится, без интриг.
Как отметил в эфире телеканала «Россия 24» министр энергетики Александр Новак, Правительство еще в середине 2018 года создало механизм, который эффективно работает уже полтора года и позволяет сглаживать всевозможные колебания на мировых рынках. И не важно, меняется ли цена в сторону увеличения или же снижения.