Хотя ни одной смерти от COVID-19 в Волгоградской области пока не отмечено, некоторые горожане уже поднимают панику в соцсетях и уверяют, что скоро у местных ритуальщиков прибавится работы. Редакция «НовостиВолгограда.ру» решила разобраться, так ли на самом деле страшен и смертоносен коронавирус, и пришла к выводу: COVID-19, безусловно, серьёзное и опасное заболевание, но вероятность, что для кого-либо из волгоградцев оно станет смертельным, невелика.
Согласно официальной статистике, за весь 2018 год (данных за 2019-й Росстат пока не представил) в Волгоградской области по разным причинам скончались немногим более 33,5 тысячи человек. Если изучить информацию о смертности подробнее, станет ясно, что все инфекционные болезни в совокупности уносят меньше жизней, нежели прочие причины. Об этом, кстати, свидетельствуют и наиболее свежие данные о смертности в Волгоградской области за январь 2020 года.
Согласно статистике за 2018 год, от инфекционных заболеваний скончались 567 человек, то есть 1,7% из общего числа умерших волгоградцев. Для сравнения, от заболеваний системы кровообращения умерли более 17 тысяч жителей региона, от ишемической болезни сердца – 9,5 тысячи, от различных форм рака – почти 5,5 тысячи. Количество смертей от инфарктов, инсультов, опухолей и несчастных случаев в сотни раз превышает число летальных исходов от осложнений коронавируса и даже простого гриппа, просто его не озвучивают в новостях ежедневно. Можно провести параллель с убийствами и самоубийствами, которые уносят крайне незначительное количество жизней в сравнении с банальным атеросклерозом, однако привлекают гораздо больше внимания из-за подробного освещения в СМИ и соцсетях.
С другой стороны, если даже до начала пандемии у волгоградцев была небольшая вероятность погибнуть от последствий любой мало-мальски опасной инфекции, насколько такой риск вырастет в период распространения коронавируса?
По данным сайта стопкоронавирус.рф за 7 апреля, в России диагноз «COVID-19» был поставлен 7497 пациентам. Из них скончались 58 человек. Таким образом, можно очень приблизительно оценить смертоносность коронавируса в России – летальным исходом болезнь завершилась для 0,7% от числа заболевших. В других странах статистика может быть иной, но пока что для оценки опасности вируса целесообразно ориентироваться именно на российские реалии и уровень медицины. Учитывая, что отдельные случаи заболевания могут быть ещё не выявлены, можно предположить, что реальная смертность от COVID-19 в России даже ниже 0,7%.
Для сравнения, обычная пневмония (внутри- и внебольничная), никак не связанная с коронавирусом, в 2018-м унесла жизни примерно 1% скончавшихся за год россиян. Речь идёт о 19 тысячах человек. Проще говоря, даже не во время эпидемии небольшая вероятность умереть от пневмонии есть у каждого жителя России. Но почему-то лишь на волне всеобщей паники по поводу COVID-19 волгоградцы начали всерьёз об этом задумываться.
Пневмония может являться осложнением не только коронавируса, но и других ОРВИ, в том числе обычного гриппа. Как правило, она возникает, когда уже ослабленный вирусом организм «атакует» другая болезнетворная бактерия. Во время смертоносной эпидемии «испанки» в начале XX века подавляющее большинство летальных исходов было связано как раз с осложнениями в виде пневмонии. Казалось бы, за сто лет медицина серьёзно шагнула вперёд, но и в наши дни воспаление лёгких вполне может оказаться фатальным. В случае с коронавирусом риск развития пневмонии сравнительно высок, особенно у пожилых пациентов.
По словам Олега Розенберга, руководителя Лаборатории медицинской биотехнологии Российского научного центра радиологии и хирургических технологий им. академика А.М. Гранова, основная опасность коронавируса состоит в том, что он очень быстро проникает в нижние дыхательные пути и поражает альвеолы, вызывая пневмонию. Но такое течение болезни характерно лишь для пациентов из групп риска: пожилых людей старше 60 лет, больных хроническими заболеваниями (например, сахарным диабетом), с ослабленным иммунитетом. «Большинство инфицированных болеют обычным острым вирусным заболеванием, лечатся витаминами, жаропонижающими, отхаркивающими лекарствами и выздоравливают», – подчеркнул Олег Розенберг.
Российские медики рассчитывают использовать при лечении больных COVID-19 препарат лёгочного сурфактанта, созданный в центре им. Гранова. Его уже применяли в 2009-2010 годах при лечении тяжёлых вирусных пневмоний при свином гриппе, летальность которого была во много раз выше, чем у нынешнего коронавируса. Возможно, отмечает Олег Розенберг, российский препарат окажется эффективным и в данном случае.
Основные опасения врачей связаны с высокой контагиозностью коронавируса. COVID-19 более заразен, дольше выживает на разных поверхностях и быстрее распространяется, чем другие подобные заболевания. Поэтому сейчас волгоградцам следует особенно строго исполнять профилактические рекомендации и не подвергать себя излишнему риску. В данный конкретный момент смертность от коронавируса очень низка. Но если в регионе одномоментно заболеет большое количество людей, коек в инфекционных больницах может не хватить на всех. В таком случае распространение COVID-19 пойдёт уже по «итальянскому» сценарию с высокой вероятностью летальных исходов среди пациентов из группы риска. Так что минимизация контактов и разумные предосторожности всё равно не помешают.
Самое главное – не поддаваться панике и трезво оценивать ситуацию. Коронавирус сам по себе не опаснее сезонного гриппа, если проходит без осложнений, но страх, который он вызывает, и фейки о нём, которые кочуют по соцсетям, могут оказать куда более разрушительный эффект.