Памятные встречи были организованы в самых разных уголках России. В селе Александровка Быковского района Волгоградской области 1 марта вспоминали рядового Николая Амбетова.
Расстрелянная высота
Подвиг 6-й роты псковских десантников, которые 1 марта 2000 года в районе Аргунского ущелья Чеченской республики так и не сдали высоту боевикам – одна из самых трагичных страниц второй чеченской кампании. Девяносто десантников выступили против двух тысяч наемников Хаттаба и полевого командира Шамиля Басаева. За сутки от шестой роты 104-го полка 76-й гвардейской Псковской дивизии ВДВ в живых остались лишь шестеро. Из 84 погибших десантников - тринадцать офицеров, остальные — сержанты и рядовые, большинство, как уроженец Быковского района Волгоградской области рядовой Николай Амбетов, которому на тот момент было лишь 18 лет, военнослужащие-срочники. Посмертно они получили звание Героя России и Орден Мужества. Последней из двух высоких наград удостоился и Николай Амбетов.
В районном центре уроженцу Александровки даже поставили бюст за 3.5 млн рублей, а в родном селе именем павшего героя назвали улицу. Но внешне она не напоминает не то, что улицу имени героя, но вообще похожа на участок ужасного даже по сельским меркам бездорожья с утопающими в лужах и грязи придворовыми территориями и домовладениями.
«Когда хоронили брата, нанимали «КамАЗ» и бульдозер…»
От бездорожья местные жители, в том числе семья Амбетовых, мучаются уже не один десяток лет. Особенно сложно, когда и без того горькие и трагические события накладываются на все эти бытовые трудности.
- Когда хоронили брата 20 лет назад, была такая же ранняя весна, и мы нанимали «КамАЗ» и бульдозер. Я была тогда 15-летней девочкой. Помню, как переживали родители. И так все седые и убитые горем, а тут даже на кладбище не проехать, - рассказала сестра героя Роза Амбетова.
«Мама умерла от инсульта из-за приехавшей только через 7 часов по бездорожью «скорой…»
Гибель сына подкосила здоровье обоих родителей. Сейчас в живых остался только отец рядового Амбетова Камит Касимович. Мать героя в 2016 году скончалась в 62-летнем возрасте.
- И я, и вся наша семья уверена, что маму можно было бы спасти, если бы «скорая» приехала хотя бы в течение 2-3 часов. Но медики ехали из райцентра Быково и прибыли только в 10 утра, а у мамы еще ночью случился обширный инсульт. В итоге ее забрали в состоянии комы в районную больницу. Потом по нашей просьбе усилиями региональных властей перевезли в областную больницу, где она скончалась спустя несколько дней. На мою просьбу помочь с транспортировкой тела, мне было отказано. Хорошо, сослуживцы Николая выслали 30 тыс. рублей, а то и везти – хоронить не на что было бы.
«В соседнем Камышине родителям погибшего сослуживца Николая дали квартиру, нам даже дом толком не ремонтируют…»
Роза в беседе с корреспондентом «НовостиВолгограда.ру» рассказала, что не хочет выглядеть скандальной женщиной и, прикрываясь именем брата, требовать каких-то благ. Но, по словам сестры героя-десантника, ее семье очень хотелось бы получить чуть больше помощи от районных и областных властей.
- В доме, где вырос Николай, а сейчас живет его отец и я с 13-летним сыном, треснули стены, прогнили полы. Единственная помощь от властей за последние годы – это сделали небольшой участок пола с самым простым линолеумом, но утеплили очень плохо. Однако все подается с такой помпезностью, как будто постелили нам теплые полы и сделали евроремонт. В соседнем Камышине родителям погибшего сослуживца Николая офицера Колгатина сразу дали квартиру, за то, что воспитали такого сына. А мои родители разве хуже? - со слезами на глазах задается вопросом сестра погибшего десантника.
«В 20-летнюю годовщину гибели Николая мы не смогли попасть на кладбище…»
В этом году к поминальным мероприятиям семья Амбетовых готовилась особенно. Все-таки 20-я годовщина гибели десантника и почти всей 6-й псковской роты. Но проехать или даже пройти к могиле героя его родные и многочисленные друзья попросту не смогли в условиях бездорожья.
- О чем можно говорить, если в 20-летнюю годовщину гибели Николая мы не смогли даже попасть на кладбище! Да, нам очень приятно, что в райцентре установлен бюст, который к слову обошелся в 3.5 млн рублей – это нужное и важное дело, пример будущему поколению, когда подвиг Николая увековечен. Но это федеральные деньги. А разве наш отец, воспитавший Николая, не достоин жить в нормальных условиях, чтобы просыпаться в тепле, а не вставать на холодный пол, замерзая с трещинами в стенах дома, чтобы мы могли, когда нужно пройти и проехать на кладбище? Разве это не более важные вещи, чем помпезные речи чиновников, особенно в годовщину траурных дат? – восклицает Роза Амбетова.
Роза Камитовна выразила надежду, что ее крик души будет услышан, а отец хотя бы последние годы жизни проведет в теплом и уютном, отремонтированном доме.
Журналисты издания «НовостиВолгограда.ру» по телефону связались с главой Александровского сельского поселения Евгением Тарасовым, который объяснил, почему в населенном пункте у жителей столько вопросов к местным властям.
Евгений Валентинович, в этом году 1 марта по всей стране люди вспоминали 6 роту псковских десантников, погибших ровно 20 лет назад. А в Александровке родные и друзья не смогли проехать на кладбище к герою, именем которого здесь названа одна из улиц.
Это очень прискорбно, но дело здесь в том, что речь идет не о централизованном кладбище. Погибший парень был мусульманином и в сельской местности люди согласно обычаям хоронят родных кланово прямо в степи. Насколько я знаю, в данном случае кладбище уходит на 7-8 километров в степную местность, у нас, к сожалению, нет возможности проложить туда асфальт или засыпать щебнем.
Но мы видели фото одной из центральных улиц, которая названа именем Амбетова, где стоит дом семьи погибшего десантника. По данному участку местности в межсезонье даже на тракторе не проехать.
Я с вами согласен, что любая улица, а особенно героя-десантника должна быть ухоженной и образцовой. Поэтому, как только я заступил в должность в сентябре прошлого года, я поставил в план на первом этапе провести ее ощебенение. На асфальтирование средств пока нет – у нас в бюджете по прошлым годам в дорожном фонде было только 200 тысяч ежегодно, на эти деньги можно только проектно-сметную документацию подготовить. А километр асфальта – это же 15 миллионов. Но щебнем в этом году мы дорогу засыплем.
А как насчет дома, где живут родные Амбетова? Фото его стен и полов говорят о ветхости строения и необходимости ремонта.
Не так давно район выделял семье 400 тыс. рублей, они делали небольшой ремонт на эти средства. По мере необходимости им будет выделяться материальная помощь.
Глава поселения завершил разговор словами о том, что он лично и местные власти почитают Николая Амбетова и его подвиг и сделают максимум усилий, чтобы облегчить жизнь его близким. Остается надеяться, что слова не разойдутся с делом. Редакция издания «НовостиВолгограда.ру» обязательно вернется к этой теме через несколько месяцев, чтобы оценить, надеемся, позитивные изменения в жизни семьи Амбетовых.