Как уже можно было догадаться, речь в публикации пойдет об АО «Мотороремонтный завод «Волгоградский» и арендатора его площадей на шоссе Авиаторов, 11 - автодилере концерна КИА ООО «А.С.-Авто»
Корреспонденты издания «НовостиВолгограда.ру» застали директора компании ООО «А.С.-Авто» Александра Алексеева на рабочем месте, предварительно договорившись о встрече.
— Вы первые журналисты, кто мне звонил за последние несколько месяцев. Серия публикаций, появившихся на днях в одно время в разных изданиях с практически идентичным текстом и обвинениями, говорит о явно заказном характере статей. Особенно удивила формулировка, что я недоступен для комментариев, хотя ни один человек из СМИ ни мне, ни на предприятие, а телефоны есть в открытом доступе, не звонил. Наши юристы зафиксировали эти публикации, оформили должным образом и, естественно, мы будем обжаловать эти публикации.
Александр Алексеев охотно рассказал о договорных отношениях, неисполненных акционерами предприятия обещаниях, угрозах отжать бизнес и дилерство и даже попытки рейдерского захвата с конкретными эпизодами вредительства.
Договор дороже денег
История взаимоотношений «А.С.-Авто» с руководством и акционерами АО «Мотороремонтный завод «Волгоградский» началась в 2006 году. Именно тогда автодилер взял остов здания — голые стены цеха ЦВИД, который вместе с прилегающей территорией раскинулся на площади около 10 тыс м2, что примерно составляет одну шестую часть всех площадей завода. Тогда же компания «А.С.-Авто», согласовав все планы с акционерами и руководством завода, начала делать ремонт помещений. Как выглядели изначально строения, где располагается сейчас «А.С.-Авто», можно увидеть на архивных фото и примере соседних корпусов, в которые за последние 13 лет никто не вложил ни копейки.
— Мы взяли, по сути, остов строений и начали делать ремонт. Уверенности нам придавал тот факт, что договор аренды долгосрочный — сейчас он до 2026 года и в судах мы доказали его легитимность, кроме того у нас с тогдашним основным акционером АО «Мотороремонтный завод «Волгоградский» Чекмаревым был согласован и заключен предварительный договор купли-продажи. Была и обозначена сумма сделки по продаже и арендная плата.
Совершить сделку по покупке помещений сразу не позволяли недооформленные акционерами завода документы на землю. Поскольку время шло, а деньги в ремонт помещений и оборудование вкладывались десятками миллионов, владельцы «А.С.-Авто» решили подстраховаться и заключить дополнительное соглашение.
— Сначала у нас здесь был просто автосервис, а сам автосалон располагался на улице Землячки, потом постепенно перебазировались сюда. У автодилеров есть такое понятие 3S — сервис, салон, склад. Помимо этих моментов провели фасадное благоустройство. Естественно, мы настояли на заключении допсоглашения, что, если вдруг арендатор захочет прекратить с нами отношения или начнет в одностороннем порядке менять условия договора, то мы можем потребовать возврата вложенных в ремонт средств. Мы, повторюсь, никогда не шли на конфликт, исправно платили и платим аренду согласно договору, хотя предриятие сейчас в стадии банкротства, и подали на него отнюдь не мы, а акционер АО «Мотороремонтный завод «Волгоградский» Фролов, о чем есть подтверждающие судебные документы.
Банк, который лопнул от важности
Документы на землю акционеры АО «Мотороремонтный завод «Волгоградский» полностью оформили в 2013 году. Для руководства «А.С.-Авто» эта новость, казалось бы, означала, что, наконец-то, можно будет выкупить помещения. Автодилер уже начал подыскивать выгодные кредитные условия у банков и даже договорился о финансировании сделки, когда Чекмарев от имени акционеров вместо обговоренной цены запросили в 4,5 раза больше со словами «мне и так не плохо капает с аренды». Естественно, «А.С.-Авто» за эту сумму помещения покупать отказался.
В том же 2013 году в этой истории произошло еще одно важное событие. Уже упоминавшийся самарский бизнесмен Чекмарев, бывший так же владельцем «Волго-Камского банка» в ноябре потерпел серьезное финансовое фиаско. У банка отозвали лицензию, а оборотные деньги около 2,2 млрд рублей согласно данным открытых источников, были выведены из оборота и пропали. А поскольку там крутились финансы многих серьезных фирм и не менее серьезных и «важных» персон у Чекмарева начались проблемы, и акции завода пришлось «отдать за долги». По крайней мере, именно так объяснил приобретение активов предприятия его нынешний основной акционер Андрей Шакалинский. Он позвонил в «А.С.-Авто» и в телефонном разговоре (аудиозапись есть в распоряжении редакции) рассказал, что представляет интересы группы компаний «СОК». О ее деятельности можно почитать в материалах журналистских расследований. Коротко заметим лишь, что бывший директор ООО «СОК» Качмазов до 2010 года входил в число богатейших людей России с состоянием около 26 млрд рублей, однако затем был заочно арестован и бежал из страны, прикупив, по данным из открытых источников, виллу в ОАЭ. О его феномене и бизнес-империи также есть большое количество публикаций в самарской прессе.
С представителем «СОКа» Шакалинским, у Алексеева было также несколько встреч. Во время переговоров цена за выкуп помещений завода называлась в два с лишним раза выше той, что была указана в предварительном договоре о купле-продаже.
Рейдеры с грейдером
Когда договориться по-мирному не удалось, в 2014 году «А.С.-Авто» пришлось столкнуться с жестким давлением и попыткой рейдерского захвата. Перед автосалоном высыпали 20 тонн щебня, чтобы работники и клиенты не могли проехать, затем под видом ремонта коммуникаций собственники завода пытались перекопать на прилегающей к автосервису территории асфальт, отключили электричество, водоснабжение, отопление. Все эти нападки автодилер выдержал. Были построены свои котельная и подстанция, заключен прямой договор с «Горводоканалом». Сейчас автосалон имеет автономное питание и никак не зависит от устаревших коммуникаций завода.
— Именно поэтому, когда говорят, что за аренду по рыночной стоимости мы платим мало, я отвечаю, что другие салоны, возможно, платят за аналогичные площади и больше, но им предоставляются здания с ремонтом, отделкой и подведенными коммуникациями — водой, электричеством, отоплением. Здесь все сделано за наш счет. От арендодателя только земля, крыша и стены.
Параллельно с помещениями и оборудованием завода начали происходить разного рода манипуляции. По сути применительно к АО «Мотороремонтный завод «Волгоградский» слово «волгоградский» осталось только в названии.
— В 2015 году завод был выведен в Самару. Там платятся налоги, но о былом производстве речи нет. Цеха стоят пустые, все находится в запущении, а все оборудование уже при нас предположительно сдано на металлолом. Доходило до смешного, что на металл пытались порезать трубу, которую мы проложили за свой счет в 2009 году, чтобы обеспечить теплоснабжение автосалона. И сейчас заведено уголовное дело по факту кражи данных труб.
Новые владельцы стремились как можно быстрее выжимать из завода все соки не случайно, понимая, что схватку на юридическом поле проигрывают. Ведь после попытки рейдерского захвата автодилер обратился в Арбитражный суд с требованием вернуть вложенные средства на ремонт и выигрывал суды. Акционеры же пытались успеть распродать имущество завода.
— Последняя сделка — это продажа 24 зданий завода московской фирме кроме наших помещений, на которые мы успели наложить арест, за полтора миллиона рублей хотя в документах фигурировало 69 миллионов. Естественно, мы обратились в суд, оспорили сделку, и суд признал нашу правоту и ее отменил. Поэтому уверенно могу говорить, что мы вернули завод Волгограду, а не разорили или увели, как говорилось в заказных публикациях. И наша компания всегда была и остается волгоградской. Здесь в регионе мы платим налоги и даем более 200 рабочих мест жителям города-героя.
Примечательно, что-то само решение суда было вынесено 12 февраля, в этот же день ООО «А.С.-Авто» попало под массивную информационную атаку. Это говорит лишь о том, что аргументов у оппонентов остается все меньше. Проиграв в юридическом поле, они решили насолить в информационном. Остается надеяться, что на дворе не лихие 90-е, и до откровенного криминала дело не дойдет.