Волгоградский общественный активист Алексей Ульянов, одним из первых обративший внимание на скандальный коллаж, в разговоре с корреспондентом «НовостиВолгограда.ру» подчеркнул, что компания, уличённая в неуместном обращении с символом города-героя, зарегистрирована на Кипре. В её официальном наименовании нет ни намёка на известный банк, зато слово «маркет» присутствует. По мнению общественника, это многое объясняет.
Если посмотреть данные из ЕГРЮЛ об этой организации, которые есть в открытом доступе, можно увидеть, что она даже не является российской. Там чёрным по белому указано местонахождение юрлица: Лимасол, Кипр! Разве можно ожидать, что зарубежная компания будет проявлять уважение к российским символам? У них никакого почтения к нашей символике нет.Алексей Ульянов, волгоградский общественный активист
Действительно, сервис «Сбермаркет», который позиционируется как принадлежащий известному банку, имеет офшорные корни. Юридическое наименование этой компании – ООО «Инстамарт Сервис», её гендиректором является Павел Глухов. Малое предприятие с уставным капиталом всего в 10 тысяч рублей и отрицательной стоимостью активов (-43,4 млн рублей по состоянию на конец 2018 года) неплохо зарабатывает: в 2018-м за счёт своей деятельности зарубежная фирма получила более 6,4 млн рублей чистой прибыли.
Павел Глухов одновременно является руководителем двух других компаний с похожими названиями, зарегистрированных в Москве: ООО «Инстамарт Технолоджис» и ООО «Инстамарт Холдинг». Обе они входят в холдинг Instamart Holding Ltd., который действует на Кипре. Проще говоря, вся группа компаний, продвигающая в массы сервис «Сбермаркет» при помощи безвкусной рекламы в соцсетях и позволяющая себе издеваться над главным символом Волгограда, сидит в офшоре. Не то чтобы эта деталь выводила скандал с коллажем на международный уровень, но она определённо придаёт ситуации двусмысленность.
Заодно стоит отметить, что своё нынешнее название сервис «Сбермаркет» получил только в конце 2019-го, когда вошёл в бизнес-систему Сбербанка и начал работать под его эгидой. Долгое время служба доставки не имела ни малейшего отношения к крупнейшему банку страны – лишь в августе прошлого года венчурный фонд Сбербанка SBT Venture Fund II приобрёл долю в «Инстамарте», после чего компания получила право на ребрендинг. Выходит, что банк вложил в зарубежную компанию средства, повысил её репутацию в глазах потребителей, а взамен получил удар по имиджу – ведь, по сути, фирма по доставке продуктов просто-напросто использует узнаваемый бренд в собственных интересах, да ещё и делает это с предельным непрофессионализмом. Вполне вероятно, что скандал вокруг коллажа с «Родиной-матерью» может побудить Сбербанк пересмотреть своё отношение к компании, которая таким образом вознаградила бизнес-партнёра за оказанное доверие.