Posted 16 февраля 2020, 21:50
Published 16 февраля 2020, 21:50
Modified 17 октября 2022, 10:47
Updated 17 октября 2022, 10:47
Как сообщают «Новые известия», система перекрестного субсидирования работает с 90-х годов прошлого века. С ее помощью государство пыталось уменьшить тарифы для потребителей. Часть электроэнергии вместо населения оплачивал бизнес. Сегодня сумма перекрестного субсидирования может доходить до 324 миллиардов рублей в год.
При этом нагрузка на различные предприятия неравномерна. Выделяются потребители низкого, среднего и высокого напряжения. Первые два вида потребителей получают энергию из распредсетей, а третий - из магистральных. Тарифная разница между этими категориями потребителей в последние годы достаточно велика. Основная нагрузка перекрестного субсидирования лежит на малом и среднем бизнесе. В то же время у крупных корпораций - потребителей высокого напряжения - нагрузка меньше.
По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, проблема системы перекрестного субсидирования является достаточно глобальной. Однако решать ее никто не начал - этот вопрос всегда откладывают. Правительство тоже не предпринимает решительных действий. "В результате разница по тарифам может достигать и 300 миллиардов рублей", - добавил он.
Поэтому Минэнерго предлагает принцип справедливого распределения нагрузки по системе перекрестного субсидирования. Благодаря запуску нового механизма с 2021 года повысится тариф на передачу электроэнергии по магистральным сетям. Кроме этого, снизятся затраты на получение электроэнергии предприятиями малого и среднего бизнеса через распредсети.
Как отмечает директор департамента по связям с органами власти Ассоциации НП ТСО Наталья Готова, смена правительства дала возможность усилить давление на общество лобби крупных предприятий. Продвигается информация о том, что дифференциация тарифов - зло. Однако на самом деле предпосылки изменения существующей системы не изменились. Социальную нагрузку за тарифы для населения в последние годы несет по большей части малый и средний бизнес. Дифференциация тарифов сможет перераспределить перекрестное субсидирование и вернуть часть этой нагрузки крупным корпорациям. "Предполагается, что тарифы для малого и среднего бизнеса до 2023 года могут снизиться до 6-7%", - добавила она.
Вице-премьер Юрий Борисов поручил создать специальную рабочую группу. К началу марта она должна оценить влияние дифференциации тарифов на экономическое положение регионов. Вполне возможно, этот механизм будет дорабатываться. Ведь сегодня сложилась ситуация, когда малый и средний бизнес субсидирует промышленных гигантов.