Posted 16 февраля 2020, 08:06
Published 16 февраля 2020, 08:06
Modified 17 октября 2022, 10:47
Updated 17 октября 2022, 10:47
Эта категория дел - одна из самых болезненных и юридически сложных в судебных процессах. Ведь, если взрослые не могут ужиться вместе и мирно договориться, кто же берет ребенка под опеку, лишь суд может поставить точку в таких внутрисемейных конфликтах.
Однако, бывают настолько неоднозначные дела, что даже вооруженные судебной практикой, положениями различных конвенций и кодексов люди в мантии выносят решения, которые родители затем обжалуют в вышестоящей инстанции и иногда успешно.
Азбука закона для детей
Верховный суд РФ после ряда спорных прецедентов в разных регионах страны еще в 2018 году дал важные разъяснения касательно того, какие моменты и обстоятельства нужно учитывать в первую очередь при родительских спорах. Первый момент – это указание Верховного суда на то, что во главе всегда остается Конвенция о правах ребенка. В статье 3 данного документа сказано, что первоочередное внимание нужно уделить не интересам родителей, а обеспечению прав ребенка в независимости от того, кто принимает решение - государственные, частные учреждения, суды или же законодательные органы.
Вторая важная отсылка к Семейному кодексу, где прописано, что при спорящих родителях суд должен обращать внимание на привязанность малолетнего к каждому из родителей, другим членам семьи, включая братьев и сестер, а также режим работы матери и отца.
Третий важный момент – решение специально заседания Пленума Верховного суда (N 10 от 27 мая 1998 года), где было законодательно закреплено, что во время суда обязательно нужно спрашивать мнение самого ребенка, особенно если он уже достиг 10-летнего возраста, тогда оно вообще является первоочередным при прочих равных условиях.
Судебный матриархат
В России суды при прочих равных условиях – характеристиках от опеки, условиях проживания для ребенка традиционно оставляют детей матери. Об этом говорят цифры статистики.
За 2019 год Волгоградский областной суд рассмотрел порядка 150 дел, где одним из моментов судебного разбирательства была будущая судьба ребенка. Категории дел разные. Есть дел об устранении препятствий общения с ребенком и определении порядка общения, о порядке участия в воспитании ребенка, об определении места жительства малолетнего с одним из родителей при их раздельном проживании, дела о разрешении на выезд на постоянное место жительства ребенка, когда родители разведены. В каждом из этих дел согласия между супругами не достигнуто, и кто-то из них или же оба родителя обратились в суд. В редких случаях спорящими сторонами являются бабушки и дедушки пресс-служба Волгоградского областного суда
Отметим, что категория дел, где определяется порядок общения с одним из родителей, наименее драматичны. Как правило, в этом случае чаще всего отец, объективно оценивая свои возможности, изначально не претендует на полноценное круглосуточное воспитание ребенка и просит «зарезервировать» ему дни и часы, если мать пытается изолировать сына или дочь.
Однако есть случаи, когда родители не только разводятся, но и разъезжаются по разным регионам. Такая история буквально на днях стала предметом судебного разбирательства. В Волжском, куда из Волгограда переехала 31-летняя молодая мать, в суде решалась судьба 9-летнего ребенка, который на данный момент проживает с отцом в Калининграде.
Не вдаваясь детально в историю конфликта бывших супругов, отметим, что проживали они в Волгограде, и летом 2013 года развелись по обоюдному согласию и достаточно мирно, поскольку договорились, что мальчик, которому сейчас 9 лет, останется с отцом, а девочка на 2 года старше - с матерью. Мужчина по службе был переведен на повышение в Калининград и сейчас живет там вместе с новой семьей и сыном от первого брака. Поскольку в плане воспитания детей сохраняется паритет – каждый воспитывает по ребенку, алиментов никто из родителей не получает. Именно здесь, по мнению юриста, представляющего интересы мужчины, и кроется корыстный мотив экс-супруги, которая за последние два года угодила в несколько криминальных историй, в том числе стала участницей полицейской погони. Не удивительно, что, согласно характеристике участкового по месту жительства гражданки З. 1988 г.р., со слов соседского окружения она характеризуется отрицательно. Женщина, как выяснилось, злоупотребляет спиртными напитками, нарушает общественный порядок и конфликтует с соседями, нарушая тишину и покой граждан в ночное время. Как результат, множественные административные протоколы, в частности от 15 мая 2019 года за мелкое хулиганство.
Самым примечательным в этой истории является то, что с таким послужным списком 31-летняя волжанка умудрилась «получить» официальное положительное заключение по существу своего иска об определении места жительства несовершеннолетних детей от органов опеки Волжского.
Главным в таких случаях является, состоит ли женщина на учете в качестве неблагополучной или же как лицо ненадлежащим образом исполняющее родительские обязанности, а также то, какие условия содержания ребенка. Вопрос о судимостях и общей характеристике он вторичный, но тоже, конечно, принимается во внимание. Но подчеркну, что главным является мнение ребенка. Хотя по закону только с 10 лет спрашивают официально, но даже если мальчику, как в этом случае, только 9 лет, его обязаны будут спросить на суде и прислушатьсяУполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области Нина Болдырева.
Конфликт родителей уже стресс для ребенка, а постоянными переездами психику школьника можно еще сильнее травмировать, уверена председатель Волгоградского областного отделения общероссийского благотворительного общественного фонда «Российский фонд милосердия и здоровья» Ирина Рокотянская.
Психика ребенка – это основное. И если мальчику, например, хорошо с папой, тем более, как видно из документов, он посещает там занятия по русскому языку, математике и спортивные секции. Ребенок уже вполне самостоятелен, чтобы сделать выбор. Ведь, если его насильно поместить в ту семью, где ему не комфортно, он попросту начнет сбегать из дома, и, что самое страшное, может пополнить ряды малолетних преступников. И суд, и опека, должны быть на стороне детей, особенно, когда есть документальные подтверждения, что мама часто нарушает общественные нормы морали и законпредседатель Волгоградского областного отделения общероссийского благотворительного общественного фонда «Российский фонд милосердия и здоровья» Ирина Рокотянская
Суд первой инстанции, изучив, в том числе и заключения опеки, но уже Калининградской области о том, что мальчик воспитывается в комфортных для него условиях и в полной семье, 14 февраля вынес решение в пользу отца и определил местом проживания мальчика город в Калининградской области.
Отметим, что в данной истории важный момент не только не самые лучшие характеристики на мать, но и то обстоятельство, что детей двое. Поэтому для родителей можно сохранить паритет, когда никто из них не должен будет платить алиментов, поскольку оба в равных условиях.
- В подавляющем большинстве случаев суд согласно практике, постановлению пленума от 1998 года и конвенции по правам ребенка, где говорится о необходимости преимущественного пребывания ребенка с матерью и что для разлучения должны быть исключительные обстоятельства, становится на сторону матери. Но есть и исключения. Если детей двое, то иногда между родителями сохраняется паритет. Так в 2019 году был случай, когда суд оставил одного ребенка матери, другого - отцу. Был эпизод, когда суд оставил единственного ребенка отцу, но в той истории мать даже не явилась на судебное заседание, а мальчик, достигший 10 лет, высказал мнение, что хочет остаться с папой, - сообщили корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе Волгоградского областного суда.
Что же касается последней истории, то молодая мать из Волжского, которая очень уж часто конфликтует с законом, чтобы тихо и мирно воспитывать сразу двоих детей, наверняка, будет обжаловать решение суда первой инстанции в Волгоградском областном суде. Какое решение примут там, поставив точку в этом деле, выяснится уже весной.