Posted 7 февраля 2020, 13:53
Published 7 февраля 2020, 13:53
Modified 17 октября 2022, 10:46
Updated 17 октября 2022, 10:46
Редакция «НовостиВолгограда.ру» напоминает, как складывалась судьба моста через Волгу и почему объект, строительство которого началось почти четверть века назад, до сих пор не завершён.
Реализация масштабного проекта по строительству моста через Волгу в Волгограде началась в далёком 1996 году. Долгое время из-за нехватки финансирования возведение объекта продвигалось урывками — за девять лет первую очередь моста завершили всего на 40%. Сроки сдачи неоднократно переносились, и лишь в 2009 году движение по мосту было наконец запущено. По данным Облкомдортранса, по состоянию на 1 февраля 2020 года балансовая стоимость первого пускового комплекса составляла 12 млрд 154,4 млн рублей.
Репутация волгоградского моста оказалась испорчена вскоре после его открытия — сначала в 2010 году произошёл знаменитый инцидент с колебаниями опор, после которого мост получил прозвище «танцующий», а позднее тогдашний председатель Счётной палаты Сергей Степашин заявил, что при строительстве допускалось нецелевое использование бюджетных средств и привлекались субподрядчики-однодневки (общая сумма нарушений оценивалась в 152 млн рублей). Тем не менее строительство следующих очередей моста продолжилось, и генподрядчиком осталось то же самое АО «Волгомост», которое возводило первый пусковой комплекс.
Вторая очередь моста — переход через Ахтубу, — также строилась долго и непросто. В 2010 году власти Волгограда всерьёз обсуждали возможность законсервировать объект до лучших времён из-за систематической нехватки бюджетного финансирования. Вдобавок у «Волгомоста» возникли собственные экономические трудности. Тем не менее к концу 2019 года основная часть строительных работ выполнена, и региональный профильный комитет рапортовал о скорой сдаче второй очереди в эксплуатацию.
В настоящее время строительно-монтажные работы на объекте завершены. Комитетом подготовлена и направлена необходимая документация для получения разрешения на ввод. Затраты на строительство второго пускового комплекса составили 14 млрд 243,3 млн рублей.Комитет транспорта и дорожного строительства Волгоградской области
— Мост уже готовятся запустить, но зимой его точно открывать не будут. Думаю, что к концу весны его должны сдать в эксплуатацию, потому что основная часть работ сделана. Остались мелкие недочёты в части установки знаков, обустройства дополнительных съездов и так далее. Когда эти недочёты устранят, мост будет открыт. Конечно, хотелось бы, чтобы всё было сделано вовремя. Я думаю, что с мостом у нас всё будет хорошо, — считает Армен Оганесян, член штаба ОНФ в Волгоградской области и председатель регионального отделения ООД «Движение автомобилистов России».
Однако «мелкие недочёты», о которых говорит общественник, похоже, не на шутку волнуют заказчика подряда — областной комитет транспорта. Строительство второго пускового комплекса стало поводом для настоящей судебной войны.
Между Облкомдортрансом и АО «Волгомост», строившим первую и вторую очереди объекта, продолжаются напряжённые судебные разбирательства. Комитет упрекает подрядчика в некачественной работе, в то время как представители «Волгомоста» утверждают, что компания не получала достаточного финансирования, — хотя за всё время сотрудничества между заказчиком и подрядчиком компании достались шесть контрактов на общую сумму порядка 15 млрд рублей.
Госконтракт на возведение второго, третьего и четвёртого пусковых комплексов моста через Волгу был подписан ещё в 2009 году. С того момента заказчик несколько раз изменял лимиты бюджетных обязательств, из-за чего подрядчику пришлось пересчитывать стоимость работ и материалов. В 2018 году юристы «Волгомоста» сумели отсудить у Облкомдортранса 214,3 млн рублей в качестве компенсации финансовых потерь, понесённых из-за постоянных пересмотров сметы. Однако на этом разбирательства между подрядчиком и заказчиком не закончились: тяжбы, связанные с некачественной работой подрядчика по строительству моста, продолжались весь прошлый год.
В январе 2019-го Арбитражный суд Волгоградской области признал, что АО «Волгомост» сильно отклонялось от проектной документации при строительстве моста, после чего подрядчику пришлось заплатить штраф в 150 тысяч рублей, назначенный Нижне-Волжским Управлением Ростехнадзора. В работе компании нашли многочисленные нарушения и недоработки: например, убытки из-за срыва сроков при строительстве автотрассы в Серафимовичском районе, допущенных «Волгомостом», областной комитет транспорта оценивал в 58 млн рублей. Общая сумма претензий администрации к акционерному обществу гораздо выше, хотя Облкомдортранс не называет точных цифр.
— Сотрудниками комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области и подведомственного ему учреждения — ГКУ «Дирекция автомобильных дорог» на постоянной основе осуществлялся контроль за ходом строительства объекта, в том числе за сроками и качеством выполняемых работ. В ходе контрольных мероприятий были выявлены многочисленные дефекты, допущенные генеральным подрядчиком АО «Волгомост», — прокомментировали в комитете транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. — АО «Волгомост» надлежащим образом не исполнило обязательства по своевременному устранению дефектов, допущенных при строительстве объекта, что послужило основанием для обращения комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в суд. Основные претензии связаны с неисполнением генеральным подрядчиком в установленные Облкомдортрансом сроки устранения предписаний по качеству выполненных работ в 2018 году.
В конце января областной Арбитраж удовлетворил очередной иск Облкомдортранса к АО «Волгомост», обязав подрядчика привести в порядок второй пусковой комплекс. Компания за свой счёт должна будет восстановить асфальтное покрытие на дороге из Волжского в Ленинск, повреждённое во время работ, устранить разливы битума на проезжей части, заново смонтировать бордюры и так далее — всего в списке нарушений, которые требуется срочно исправить, 19 пунктов. Удастся ли «Волгомосту» выполнить требования суда вовремя, остаётся под вопросом, поскольку сейчас компания находится в процессе банкротства. Её убытки за один только 2017 год оцениваются в 2,7 млрд рублей, а общий объём недоимок и штрафов по налогам — в 880 млн рублей.
В Облкомдортрансе тем не менее уверены, что подрядчик, несмотря на разорение, справится со своими обязательствами. В конце концов, неисполнение судебных решений грозит компании ещё большими проблемами.
АО «Волгомост» предоставлены государственному заказчику гарантийные обязательства на конструктивные элементы объекта. В рамках их обеспечения ГКУ ВО «Дирекция автомобильных дорог», подведомственное Облкомдортрансу, проводит весенние и осенние осмотры сооружения. В случае выявления дефектов подрядной организацией будет выполняться их устранение в установленные актами осмотров сроки.Комитет транспорта и дорожного строительства Волгоградской области
По мнению волгоградского общественника, члена регионального штаба ОНФ и председателя регионального отделения ООД «Движение автомобилистов России» Армена Оганесяна, главная причина разногласий между АО «Волгомост» и комитетом транспорта заключается в нехватке действенных механизмов контроля и нечётких трактовках госконтракта.
— Я считаю, что основой всего должен быть контроль. В контракте должны быть чётко прописаны все механизмы работы подрядчика. К сожалению, у нас до сих пор даже при таком объёме работ в контрактах есть пробелы. Должны быть указаны сроки, объёмы финансирования, исполнители и контролёры. Когда это не прописано, возникают ситуации, как с шоссе Авиаторов, когда подрядчик вырыл глубокую длинную яму и даже не огородил — туда и человек падал, и машины, и только после этого там появилось ограждение и освещение. Это неправильно, — приводит пример Армен Оганесян. — Ещё с советских времён при крупных предприятиях были центры научной организации труда, которые разрабатывали методику и культуру проведения работ, и все операции пошагово описывались. До тех пор, пока мы не сможем качественно организовать контроль за работами, порядка у нас не будет. Не стоит думать, что демократия — это когда всё разрешено, и каждый как хочет, так и работает. Планы работ всегда необходимо расписывать, всё нужно указывать в документации.
Невзирая на то, что строительство мостового перехода крайне затянулось, а заказчик и генподрядчик погрязли в судебных разбирательствах, в начале 2020 года стало ясно, что сворачивать проект власти Волгоградской области не намерены. Третьей очереди моста — быть: это подтвердил руководитель Облкомдортранса Анатолий Васильев.
По данным комитета, проект третьего пускового комплекса предусматривает строительство автодороги протяжённостью 14,2 километра между мостовыми переходами через Волгу и Ахтубу с сооружением пойменных мостов. В рамках первого этапа планируется возведение двух мостовых переходов через ерики, а также обустройство транспортной развязки в районе съезда на Лебяжью поляну. Кто будет строить эту очередь всего мостового комплекса, пока не ясно.
По третьему пусковому комплексу в настоящее время проектная документация разработана, на первый этап технической части получено положительное заключение экспертизы, сметная часть находится на рассмотрении в экспертизе. Определение подрядной организации на выполнение работ по строительству третьего пускового комплекса будет осуществляться в соответствии с федеральным законом.Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
Примечательно, что власти уже позаботились о передаче моста в новые руки. Весной прошлого года АО «Институт “Стройпроект”» получило 37,5 млн рублей из областного бюджета на внесение изменений в подрядную документацию по строительству второго, третьего и четвёртого пусковых комплексов моста. Фактически проект переработают полностью, и то сооружение, которое начнут строить по новой документации, будет иметь мало общего с тем, которое планировалось возвести изначально. Учитывая, во сколько областному бюджету обошлась одна лишь перепроектировка, можно лишь догадываться, какие расходы будут связаны с фактическим исполнением работ. Но, по крайней мере, с началом возведения третьей очереди у волгоградцев появилась уверенность в том, что масштабный проект моста-долгостроя однажды станет реальностью.