Речь идет о Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье, ДНР и ЛНР. Деньги, которые туда вливаются никак не влияют на развитие экономики в этих республиках, пишут «Новые Известия».
26 августа 2008 года Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Этому предшествовала начавшаяся в конце июля того же года активная фаза вооруженного конфликта между Грузией и самопровозглашенной республикой Южная Осетия (ранее она вместе с Абхазией входила в состав Грузинской ССР).
Россия 8 августа вмешалась с использованием своих вооруженных сил. После признания этих республик нашей стране пришлось взять финансовые обязательства по их поддержке.
На сегодня, например, абхазская экономика существует за счет субсидий из бюджета России. Это почти 50% казны республики. А финансирование Республики Южная Осетия зависит от отчислений из федерального бюджета РФ более чем на 28%.
«У России нет иного выхода: она «создала» эти республики, но самостоятельно кормиться они не могут. Без поддержки они просто не выживут. А раз уж эти образования поддерживаем, то вынуждены кормить, чтобы не умерли», – пояснил профессор, доктор политических наук Юлий Нисневич.
Также с 2008 года наша страна стала из своего бюджета поддерживать Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР). Правда, так и не признала независимым это государство. Поэтому и подход к оказанию финансовой помощи другой.
За российские деньги Приднестровье построило детские сады, больницы, создало мелиоративную систему и избавилось от задолженности по пенсиям.
После того, как в России увеличили пенсионный возраст, то же самое было предложено сделать и Приднестровью, но президент непризнанной республики отказался. В итоге там по-прежнему женщины в 55 лет выходят на пенсию, мужчины – в 60 лет.
«Мы не можем в приказном порядке вмешиваться в законы Приднестровья. К тому же опыт показал, что повышение пенсионного возраста вызывает бурную негативную реакцию. В этом случае из Приднестровья все население убежит в Молдову», – считает Юлий Нисневич.
А вот финансирование ДНР и ЛНР – еще двух непризнанных республик, остающихся частью Украины, – не афишируется. За деньги требовали какой-то товар, может, даже не очень нужный. Но это то, что на виду. Если копнуть глубже, то всплывают другие схемы финансирования.
«На самом деле деньги в ДНР и ЛНР поступают через банки Южной Осетии. Поэтому там не только деньги на Южную Осетию, но и деньги на подержание ДНР и ЛНР. В Южной Осетии этого и не скрывают», – отмечает профессор, доктор политических наук Юлий Нисневич.
Кстати, федеральные ведомства отказались предоставить информацию о реальном объеме финансирования ДНР и ЛНР.
Впрочем, это можно понять. Ведь денежная поддержка непризнанных республик может стать причиной международных конфликтов. Поэтому каждое решение согласуется на самом высоком уровне
Считается, что Россия помогает тем самым своим гражданам, проживающим на территории непризнанных республик. Эта версия настолько популярная, что ее придерживаются многие политологи.
«Россия помогала, в первую очередь, гражданам своей страны. В Южной Осетии почти 99% граждан имеют российское гражданство. В Абхазии немного меньше - 85%, и четверть граждан Приднестровья граждане России. Так что Россия оказала помощь своим гражданам», – уверен политолог Алексей Мартынов.
Но в тех же США сегодня проживает 4 млн россиян. Это в 13 раз больше, чем в Южной Осетии и Абхазии, если их брать вместе. Но никому в голову не приходит оказывать им материальную поддержку.
Россия заинтересована в улучшении жизни в непризнанных республиках. Это бы показало, как хорошо дружить с нашей страной. Но при хорошей жизни люди не устраивают госперевороты и не требуют отставки президента, что произошло на днях в Абхазии. Видимо, что-то пошло не так.
Большие деньги нужно грамотно тратить. А в 2010 году Счетная палата занялась вопросом расходования средств, выделяемых Абхазии, и выявила нарушения на 347 млн рублей.
Согласно отчетам аудиторов, в республике нет нормативов проведения госзакупок. В итоге подрядчиков выбирали без конкурсов, а тем сами вносили изменения в сметы, увеличивая цены на материалы и услуги
По словам Татьяны Голиковой, которая курировала вопросы помощи Абхазии в 2012 – 2013 годах, деньги тогда распределялись «понятийно».
«Здесь имеют место факты, при которых договоры заключались на 40 млн рублей, акты закрывались на 80 млн рублей, а деньги перечислялись в размере 90 млн руб. Никакие дополнительные сметы, подписанные к договорам, не оформлялись, а если и оформлялись, то они утеряны и, как доказывает практика, восстановлению не подлежат», – рассказал вице-премьер Абхазии Дмитрий Сериков в 2015 году.
В Южной Осетии после конфликта с Грузией в 2008 году были заново выстроены новые жилые районы на российские деньги. Но в декабре 2011 года на выборах президента люди открыто выступили против кандидата, предложенного Москвой: терпеть коррупцию высокопоставленных чиновников никто уже не мог.
Разумеется, народу не может нравиться, когда деньги исчезают без следа. Проверка Счетной палаты показала, что в Южной Осетии треть средств потрачена неэффективно, а часть просто потерялась.
До республики не доехали оплаченные теплицы и овцы. Коровы, закупленные по завышенной в 3 раза стоимости, оказались не приспособлены к местному климату. Привезенные из Сербии саженцы яблонь погибли, а саженцы фундука никто и не увидел. Возбудили 72 уголовных дела.
В итоге сделать красивую «витрину» из непризнанных кавказских республик не получилось. Нет уверенности, что результат окажется лучше в Приднестровье и Восточной Украине. Тем временем деньги продолжают туда уходить и растворяться.
«Витринное государство не удалось сделать и из самой России. Сложно ожидать, что на экономической периферии огромного региона, не выбравшегося из кризиса и стагнации, возникнет экономическое чудо. Корень всех причин, всех проблем и всех бед находится не в Цхинвале и не в Сухуме. А в Москве», – резюмирует Александр Скаков, координатор рабочей группы центра изучения центральной Азии и Кавказа института востоковедения РАН, к.и.н