Марк Солонин: «Возникший «польский вопрос» требует решения в рамках законности»

30 декабря 2019, 16:49
На международной арене с новой силой разгорелся спор по поводу зачинщиков Второй мировой войны, в котором фигурирует Польша.

В декабрьской резолюцию Европарламента говорится, что, кроме нацистской Германии, немало сил к этому приложил СССР, правопреемником которого называется современная Россия. Ответ из нашей страны обрушился на Польшу во время расширенной коллегии Минобороны. Президент Владимир Путин назвал посла этой страны в нацистской Германии Юзефа Липского «сволочью и антисемитской свиньей» за поддержку Гитлера и его идей высылки евреев в Африку.

Москва официально занимает следующую позицию: Германия первой напала на Польшу, затем первой вторглась в СССР. А Советский Союз даже пакт о ненападении с Германией подписал последним. По мнению министра культуры Владимира Мединского, пакт Молотова-Риббентропа вообще был вершиной дипломатии.

При этом делаются попытки выставить агрессором еще и Польшу. С чем категорически не согласны профессиональные историки. В том числе к таким попыткам критически относится историк, писатель и публицист Марк Солонин, пишут «Новые Известия».

Он обращает внимание, что Российская Империя участвовала в трех разделах Польши (тогда Речи Посполитой) в период с 1772 по 1795 годы. Затем Красная Армия вторгалась в эту страну в 1920 году. А в 1939 году территорию Польши СССР поделил с Германией.

Сейчас, когда идет активное обсуждение событий вокруг Польши времен Второй мировой войны, Марк Солонин напоминает, что на начальном этапе военных действий участвовали Англия, Франция и Германия, а потом СССР и США. По мнению историка, Польшу даже сравнивать неуместно с такими крупными державами.

- Если сравнить совокупный вес этих держав, их промышленный, сырьевой, научный, финансовый, людской, территориальный потенциал с потенциалом Польши, у которой тогда было население в 35 млн. человек, которая была развивающейся аграрной страной, то возможности Польши не идут ни в какое сравнение с возможностями великих держав. Разумеется, Польша при всем желании не могла ни развязать, ни остановить мировую войну, – считает Марк Солонин.

Пакт Молотова-Риббентропа он вообще назвал «фиговым листочком», прикрывающим суть дела. Солонин отмечает, что в 1939 году был подписан секретный протокол о разделе Восточной Европы. Уже после разгрома Польши 28 сентября посол Германии Риббентроп снова прилетел в Москву, чтобы подписать «Договор о дружбе и границе» и несколько секретных протоколов.

- Вот эта совокупность советско-германских соглашений августа-сентября 1939 года определила политику СССР, которая, действительно, сыграла решающую роль в развязывании войны, и об этом имеет смысл говорить, – говорит историк.

Он напоминает исторический факт, что война началась с нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. А должна была начаться 26 августа. Перед этим Гитлер отдал приказ о вторжении. Позднее в истерике отменил, потому что англичане подписали договор о взаимопомощи с Польшей.

Англия заявила, что не останется безразличной к тому, что делает Германия. И вполне могла бы устроить ей с помощью своего флота блокаду, оставив без такого нужного импортного сырья. Это самое мощное, что могла бы сделать Англия, которая была не готова к сухопутной операции

Но на помощь пришел Сталин с большевиками. Когда Германия по заключенному договору смогла получать сырье из СССР или транзитом по Транссибу из юго-восточной Азии, говорить о блокаде стало бессмысленно. В качестве «платы за услуги» Сталин забрал половину Польши.

Историк обращает внимание на то, с 30-х годов Сталин начал беспрецедентную милитаризацию страны. С колоссальным сырьевым и промышленным ресурсом она была превращена в гигантскую фабрику по производству оружия. К концу 30-х годов по количеству дивизий Красная армия превосходила любую европейскую армию.

- Обладая такой подавляющей военной мощью, Сталин мог даже и не вступать в войну – достаточно было громко ударить по столу, и Гитлер не посмел бы напасть на Польшу, – уверен Марк Солонин.

Говоря, что Сталин целенаправленно помогал Германии, он приводит один из фрагментов переговоров в пересказе Риббентропа: «Сталин с характерной для него ясностью и точностью искренно ответил: «Отказом в самом начале переговоров от какой-либо военной помощи Советов Германия заняла гордую позицию. Советский Союз, однако, заинтересован в том, чтобы Германия, являющаяся его соседом, была сильной, и в случае пробы военных сил между Германией и западными демократиями интересы СССР и Германии будут, конечно же, совпадать. Советский Союз никогда не захочет видеть Германию попавшей в сложную ситуацию».

Помощь выразилась в широкомасштабных поставках стратегического сырья, включая нефтепродукты, неприкрытое политическое давление на западных союзников, предоставлении базы для немецкого военного флота на Кольском полуострове.

Историк высказывает версию, что, возможно, Сталин даже хотел войны. Здесь он ссылается на ряд документов, в том числе на дневники Генерального секретаря Исполкома Коминтерна Георгия Димитрова, в которых он записывает, как 7 сентября 1939 года Сталин в присутствии Молотова и Жданова объяснял ему текущий момент: «Мы не прочь, чтобы они подрались хорошенько и ослабили друг друга. Не плохо, если руками Германии было расшатано положение богатейших капиталистических стран (в особенности Англии). Гитлер, сам этого не понимая, и не желая, расшатывает, подрывает капиталистическую систему».

3 сентября 1939 года, после того, как состоялось вторжение в Польшу, англичане и французы объявили Германии войну. Англия провоевала от первого и до последнего дня этой войны – от 3 сентября 1939 года до 8 мая 1945 года, причем в некоторые периоды сражаясь в одиночестве, когда Советский Союз выступал в качестве фактического союзника Германии.

Марк Солонин считает, что сейчас говорить о событиях ХХ века нужно в категориях закона и права. Так, после Первой мировой войны возникли новые государства, в том числе Польша и Советская Россия. Страны повоевали между собой, но в 1921 году подписали мирное соглашение, которое определило границы. А в 1932 году СССР и Польша заключили договор о ненападении.

Договоры должны выполняться безо всяких воспоминаний, кто кого обидел в 15-ом веке. Но сталинская империя вероломно нарушила «Договор о ненападении» и вторглась на территорию Польши, еще раз напоминает историк.

- Современная Россия является правопреемником СССР. А это значит, что политическая, правовая и моральная оценка событиям 39-го года должна быть дана высшими органами государственной власти. Строго говоря, однажды это уже было сделано: 24 декабря 1989 года Съезд Народных депутатов СССР утвердил Постановление № 979 «О политической и правовой оценке советско-германского Договора о ненападении». Если нынешнее российское руководство считает, что в интересах российского народа это Постановление надо отменить/изменить - вперед! Но давайте делать это как цивилизованные люди: собираем Государственную Думу, вносим проект нового постановления и в нём пишем, что нам всё нравится, что политически и морально мы одобряем сделку нацистов и коммунистов, гордимся дедами и можем повторить. Так наберитесь смелости, напишите это на бумаге и проголосуйте. Желательно поименно, чтобы потомки поименно знали тех, кто за это проголосовал, – призывает историк, писатель и публицист Марк Солонин.

#Политика #Новости
Подпишитесь