Корреспонденты «НовостиВолгограда.ру» побывали на некогда процветавшем предприятии, превратившемся в позабытый всеми реликт советской эпохи, и своими глазами увидели, что сейчас творится на Волгоградской ГРЭС.
Государственная районная электрическая станция была запущена в ноябре 1930 года и не прекращала работу даже во время Сталинградской битвы. До 2015 года предприятие находилось под контролем ООО «Лукойл-Волгоградэнерго», а затем перешло под управление ПАО «Волгоградоблэлектро». Последние тридцать лет ГРЭС мало-помалу приходила в упадок — сказывался износ промышленных агрегатов. Ещё в 2008 году у тогдашнего владельца предприятия были планы по реконструкции производственной базы, но они разбились о суровую реальность. Все попытки структур «Лукойла» модернизировать объект оказались безуспешными: Волгоградская ГРЭС занимала слишком большую территорию, а инвестиции в обновление оборудования, часть которого сохранилась ещё с 1930-х годов, были бы непомерно велики.
Сейчас большую часть зданий, находящихся на территории ГРЭС, демонтируют. Почти все строения, которые идут под снос, — заброшенный склад шамотного песка, стоящий без крыши химический цех, ремонтно-строительные помещения, — уже несколько десятилетий не работают. В некоторые даже невозможно зайти, потому что ключи давно утеряны.
Демонтаж ждёт весь котло-турбинный цех, поскольку паровая электроэнергия сейчас не востребована. Методы производства на предприятии устарели много лет назад, а его поддержание в рабочем состоянии обходится невероятно дорого. Цех высотой с трёхэтажный дом по мощности примерно сравним с современным оборудованием, которое умещается в небольшом вагончике. Электроэнергия, которую он вырабатывал, стала слишком дорогой, и содержать производственные мощности почти 90-летней давности экономически нецелесообразно. Поэтому участок, на котором возведён цех, освободят и передадут муниципальным властям. Уже есть потенциальные инвесторы, которые рассматривают возможность арендовать эту землю и построить на ней новое предприятие, — которое, правда, уже не будет иметь никакого отношения к энергетическому комплексу.
— Речь идёт об участке площадью в тридцать гектаров, который по факту не используется. Сейчас Волгоградская ГРЭС платит по 900 тысяч рублей налогов каждый месяц, у предприятия задолженность по аренде земли в 8 млн рублей. ГРЭС убыточна, поэтому ПАО «Волгоградоблэлектро» приняло решение о ликвидации неиспользуемых цехов, — говорит официальный представитель ООО «Волгоградская ГРЭС» Роман Харитонов. — «Волгоградоблэлектро», как вышестоящая организация, платит нам за переток электрической энергии от 1,5 млн до 2,5 млн рублей, в зависимости от сезона, но на обслуживание распределительного узла у нас уходит 500-600 тысяч рублей в месяц. Плюс затраты, связанные с потерями электроэнергии — ещё 500-700 тысяч рублей в месяц. Учитывая налоги и зарплаты сотрудников, при доходах в полтора-два миллиона у нас расходы примерно на 3,5 млн рублей. Сейчас мы собираем весь энергетический комплекс в единый техпаспорт, который потом передадим другой организации.
Сердцем Сталинградской ГРЭС были паровые котлы, которые генерируют тепловую энергию. До 1996 года они работали на угле, затем были переоборудованы под газ, а потом мало-помалу начали останавливаться. Последний из котлов был остановлен в марте 2016 года, и все они сейчас демонтируются. К концу 2020 года снос всех заброшенных цехов должен завершиться. Часть строений, — например, склад углеподачи и пятиэтажный химический комплекс, — уже демонтированы полностью.
— Предприятие с 1930-х годов само вырабатывало электроэнергию и занималось её перетоком от других организаций. Сейчас у него остаётся единственное распределительное устройство, которое тоже действует с 1930-х. Мы занимаемся перераспределением энергии от вышестоящих организаций потребителям Кировского района, — рассказывает Роман Харитонов. — Ближайшие социальные объекты обеспечиваются энергией за счёт ГРЭС: это детские сады, две школы, больница №1, а также жилые дома. Предприятие питает две котельные и две КНС. Если оно встанет, никто не сможет подать на эти объекты электроэнергию, так что распределительное устройство, конечно, останется и будет действовать. Сейчас наша задача — сохранить это устройство и передать его другой сетевой организации. Все остальные районы Волгограда, кроме Кировского, уже давно обслуживаются другими предприятиями.
Сегодня на предприятии работают 27 человек, которые следят за энергораспределительным оборудованием. Сокращать их не планируется — Волгоградская ГРЭС продолжит работать, хотя и откажется от тридцати гектаров неиспользуемой территории. На оплату труда сотрудников ежемесячно выделяется по миллиону рублей, задолженности по зарплате или задержек с её выплатами нет. Налоги и коммунальные платежи предприятие также перечисляет исправно, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Правда, на всё остальное денег уже не хватает, и задолженность перед кредиторами сохраняется.
Хотя большая часть зданий будет демонтирована, «историческая» часть Волгоградской ГРЭС останется нетронутой. В частности, продолжает работать щитовая, где в стенах до сих пор остались выемки для динамита — в 1942 году их сделали, чтобы в случае захвата объекта немецкими войсками подорвать взрывчатку: ГРЭС являлась стратегически важной точкой, и не зря во время Сталинградской битвы обстрел города начался именно с этого предприятия.
Сохранились и индивидуальные убежища, которые создавались в 1950-е годы для защиты от возможного воздушного удара. Три из них, находящиеся в наилучшем состоянии, уже переданы музеям «Сталинградская битва» и «Прохорово поле»; ещё три гротескные конструкции по-прежнему стоят возле заброшенного склада, заржавелые и позабытые всеми. Когда-то у Волгоградской ГРЭС был собственный музей — все его экспонаты, подробно документирующие историю предприятия, на сегодняшний день переданы в краеведческий музей Кировского района.
Несмотря на то, что сбои в работе оборудования, произведённого почти 90 лет назад, возникают ежегодно, Волгоградская ГРЭС по-прежнему продолжает работать и снабжать энергией Кировский район. И хотя славные страницы истории предприятия давно позади, а само оно сейчас выглядит как осколок советской эпохи, «хоронить» электростанцию пока рано. Пройдёт несколько лет, и на месте пустыря, где сегодня возвышаются обветшалые руины, появится новое производство — а ГРЭС продолжит существовать как минимум в качестве исторической достопримечательности.