Posted 12 декабря 2019, 13:30
Published 12 декабря 2019, 13:30
Modified 17 октября 2022, 08:20
Updated 17 октября 2022, 08:20
Крупное исследование качества системы здравоохранения в федеральных округах и находящихся в них регионов в течение нескольких месяцев провело издание «Новые Известия». В итоге сделаны удручающие выводы по состоянию современной отечественной медицины.
Были проанализированы региональные расходы на здравоохранение и уровни доходов бюджета, зарплата врачей, соотношение числа специалистов с плотностью населения, уровень смертности среди местных жителей и другие социально-экономические показатели.
Как оказалось, в пределах одного федерального округа расходы на медицину у регионов похожи. Лишь выделяются Москва, а также богатый Ямало-Ненецкий автономный округ и бедная Курганская область в Уральском федеральном округе.
Лидером среди самых щедрых в медицине регионов стала Сахалинская область – 45,41 тыс. рублей на душу населения. В ТОП-10 вошел еще ряд малонаселенных и труднодоступных субъектов РФ. Конечно, Москва и Санкт-Петербург.
Хотя, по мнению экспертов, даже высокие расходы на медицину не дают гарантии качественных услуг. Даже в столице.
«В столичной медицине все также, как и везде. Просто она падает с большей высоты, поэтому у нее больше возможностей скрывать проблемы. Например, к гастроэнтерологу в Москве можно попасть только в одном месте, в институте гастроэнтерологии. В остальных местах эта профессия уничтожена как класс. От этого идет нарушение диет пациентов. Раньше, например, в больницах было 5-7 диетических столов под разные случаи, сейчас же есть только один. Создана лишь видимость того, что все есть», - отмечает Ирина Канторович, правозащитник, кандидат исторических наук.
Однако бюджетные траты на здравоохранение в самых «щедрых» регионах аж в 11,6 раз выше, чем в самых «скупых». Забайкальский край, по сравнению с лидером, тратит на медицину денег вообще в 24 раза меньше.
В ТОП-10 аутсайдеров вошла и Волгоградская область. Она седьмая с конца с расходами 2,59 тыс. руб. на человека. Причем, как отмечали «НовостиВолгограда.ру», даже в соседней Калмыкии показатель по расходам на медицину составил 5,76 тыс. руб.
В тридцатке худших находятся сразу семь регионов Приволжского федерального округа. И это странно, ведь здесь находятся солидные промышленные предприятия и проходят крупнейшие транспортные пути.
Наряду с финансированием другой острой проблемой для российских регионов стал дефицит врачей. Сказались сокращения медиков под предлогом сохранения в штате только высококвалифицированных специалистов.
«Узкие специалисты – большая проблема всей России. Они вымываются из системы здравоохранения», – комментирует директор института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович.
По количеству врачей опережает всех Чукотский АО, где 65,5 специалистов приходится на 10 тысяч жителей. Но это можно объяснить спецификой региона площадью с Турцию. Здесь живет менее 50 тыс. человек. Транспортные пути практически отсутствуют, поэтому любой населенный пункт здесь вынужден иметь всех узких специалистов.
Впрочем, второе место по этому показателю занял Санкт-Петербург – 58,2 врача на 10 тыс. человек. Видимо, кроме территориальных условий, многое зависит от желания и способностей руководителей.
Однако есть регионы, где врачей так мало, что сокращения и оптимизация несут прямую угрозу здоровью населения. Худшей оказалась Курганская область (24,2 специалиста на 10 тыс. населения). Обеспеченность врачами здесь почти в 3 раза ниже, чем на Чукотке.
Теперь о зарплате врачей. Выполнение майского указа президента Владимира Путина от 2012 года, по которому зарплаты врачей не должны быть меньше двукратного размера средней по региону, удалось выполнить только 1 региону из 85. И это... самая бедная Курганская область.
Согласно данным Росстата, остальные регионы в лучшем случае смогли только приблизиться к выполнению указа. Что интересно, в худших здесь оказалась Москва. В столице отношение зарплаты врачей к средней в регионе составляет 1,58.
Эксперты считают, что все дело в законодательной базе Москвы, дозволяющей самоуправство руководителей больниц, и расстановке приоритетов местных властей.
«В Москве все делается для экономии. И все совершенно законно: сэкономленные по фонду оплаты труда, ЖКХ и материальным затратам средства могут быть направлены на стимулирующие выплаты. По закону руководители могут творить, что угодно: можно платить огромные премии приближенным, экономя на зарплатах рядовых сотрудников. А премии регулируются только моралью руководителя», – поясняет правозащитник, кандидат исторических наук Ирина Канторович.
При составлении рейтинга также обращалось внимание на еще один главный критерий работы региональных властей – смертность населения.
Лучше ситуация в республиках Северного Кавказа. Но здесь имеют значение такие факторы, как высокая рождаемость и большое количество молодежи. А вот Москва даже в ТОП-10 не вошла.
«Москва слишком перенаселена. Тут большие проблемы с плотностью обслуживания. К тому же, идет реформа, которая ставит целью сокращение финансовых издержек, а не повышение качества. Как итог - полный провал, так как оптимизацией занимаются не врачи, а гражданские служащие. Поэтому Москва, в итоге, гораздо хуже организована, чем менее населенные, но тоже богатые города», – объяснил руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
Самый тревожный уровень смертности наблюдается в Приморском крае – 19 умерших на тысячу жителей. Это в два раза больше, чем в столице.
Волгоградская область хотя и не попала в число 30-ти регионов-аутсайдеров по данному показателю, но и хвалиться особо тоже нечем – 13,2 умерших на 1000 человек.
Согласно итоговому рейтингу всех регионов России по качеству системы здравоохранения, наш регион оказался на 63 месте. Волгоградская область от аналитиков заработала 24 штрафных балла и ни одного поощрительного.
«Упадок, безусловно, заметен в аграрных районах, а также на больших территориях. Особенно остро проблемы стоят на севере – в Коми, Архангельской области, на дальнем Востоке – в ЕАО, на Сахалине и Чукотке. В ЦФО, например, в Тверской, Смоленской, Костромской областях», – прокомментировал итоги исследования руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков.