Posted 7 декабря 2019, 03:30
Published 7 декабря 2019, 03:30
Modified 17 октября 2022, 06:11
Updated 17 октября 2022, 06:11
Из-за 10 тыс. рублей пособия заслуженный волгоградец должен был тратить последние силы и здоровье на судебные тяжбы, а ПФР региона потратил на судебные издержки сумму, превышающие ветеранскую выплату, но все равно проиграл.
Александр Федорович Ш. выслеживал и ликвидировал бандеровцев в лесах, а теперь ходит по судам, чтобы получить не столько пособие, сколько восстановить справедливость.
- Понимаете, выходит, что я как бы ветеран второго сорта. Это очень обидно и унизительно, когда тебя не считают участником Великой Отечественной войны, - рассказывает ветеран.
Александр Федорович имеет более десятка боевых наград, среди которых орден ВОВ 2-й степени, медали за боевые заслуги перед Отечеством и за победу над Германией. 22-летним молодым бойцом он был заброшен советским командованием на запад Украины в Ровно, а затем выслеживал пособников фашистов в Луцке. Александр Федорович дважды был на волосок от смерти. В первый раз, когда в лесу отстал от своего отряда, отойдя по нужде, и попал в руки к украинским националистам. Пока они выбирали способ казни, ситуацию спас советский снайпер, которого послал командир отряда, хватившийся бойца. Во второй раз при проверке домовладения чутье подсказало ему отпрыгнуть в сторону за секунду до выстрела из комнаты. Ветеран хорошо помнит, как по несколько часов лежал на снегу в засаде в специальной маскировочной одежде, но, кажется, даже то ожидание не было таким изнурительным, как непонятные для пожилого человека тяжбы с ПФР.
- Услышал по телевидению, как передали слова Президента, что служившие с 1944 по конец 1951-го приравниваются к участникам ВОВ. С этого момента ждал, что выплату мне принесут, но не принесли. 8 мая этого года я самостоятельно обратился в Управление ПФР в Центральном районе за этой самой ежегодной денежной выплатой ко Дню Победы. Они мне ответили, что вы только приравнены к участникам, но вы не участвовали в боевых операциях с 1941 по 1945 год. Я не понимаю такого слова приравнены, Если приравнены, значит в одинаковых условиях, и я написал заявление в прокуратуру. Александр Федорович Ш., ветеран ВОВ
К чести надзорного ведомства, а затем и судебного органа и на районом, и на областном уровне ветерану удалось доказать свое право на получение пособия.
В частности прокуратура Центрального района доказала в суде, что волгоградец принимал участие в боевых операциях по ликвидации нацподполья на территории союзных республик в составе военной части с февраля по апрель 1951 года. А по федеральному закону «О ветеранах» к участникам Великой Отечественной войны отнесены также лица, боровшиеся с националистическим подпольем на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Сначала Центральный райсуд удовлетворил требования надзорного органа в полном объеме, а затем и апелляционная инстанция облсуда признала за ветераном право на выплату.
На резонный вопрос: почему статус ветерана увидели и прокуратура, и суд, но проглядели в ПФР, юристы последнего ссылаются на законодательный акт. Парадоксально, но на тот же самый, что и прокуратура. Указывая однако, на невозможность широкой трактовки и необходимости буквально понимать документ и его формулировки.
ПФР осуществляет свою деятельность в рамках действующего правового регулирования и, исходя из буквального толкования норм права, поскольку относится к правоприменительным органам. В соответствии с Указом Президента РФ от 24.04.2019 № 186 лицам, указанным в п.п.1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон № 5-ФЗ), производится ежегодная денежная выплата 10 000 рублей. Используемая в Указе №186 формулировка «из числа лиц» означает, что указанный в нем круг лиц включает в себя граждан, относящихся к участникам и инвалидам ВОВ, которые имели непосредственное отношение к событиям, происходящим в период ВОВ, под которым в рамках реализации Указа №186 понимается период с 1941 по 1945 год. Согласно сведениям военного билета истец не принимал участия в боевых действиях по защите Отечества в период с 1941 год по 1945 год включительно, а с февраля по апрель 1951 года.заместитель управляющего ПФР по Волгоградской области Наталья Родионова
Как выяснилось, подобный формализм заставляет юристов регионального отделения ПФР буквально не вылезать из судов. Согласно официальным данным картотеки дел городских, районных судов и облсуда, только в этом году ПФР выступил ответчиком почти в 600 случаях. Как удалось выяснить корреспонденту ИА «НовостиВолгограда» из бесед с действующими юристами, в зависимости от сложности гражданского дела, судебные издержки на юриста выигравшей стороны обычно составляют 8-10 тыс рублей.
- Большая часть дел, около 80% это попытка граждан доказать право на досрочную пенсию и споры о том, может ли тот или иной период рабочей занятости трудящегося быть включен в льготный стаж, но есть и дела, как в случае с 90-летним влогоградцем, где ПФР отказывался в досудебном порядке выдать пособие, - сообщили корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе Волгоградского областного суда.
Например, резонансной получилась история, когда суд несколько месяцев назад восстановил право школьной учительницы на получение досрочной страховой пенсии. Женщина указала, что пенсионным фонд отказал ей в назначении льготной пенсии из-за якобы недостаточного стажа. Однако, выяснилось, что в него незаконно не был включен период шестилетней работы истца учителем в начальных классах Волгоградской школы-центра медико-социальной реабилитации для детей с нарушением слуха и дни нахождения на курсах повышения квалификации. Решением Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области права учительницы на пенсию были полностью восстановлены, а ПФР из-за формального подхода к судьбе конкретного человека вновь проиграл очевидное с точки зрения юриспруденции дело.
Примечательно, что нам не удалось отыскать дел, где на уровне региона юристы Пенсионного Фонда вступали бы в битву на юридическом поле с депутатами или крупными чиновниками.
Между тем, именно внимание к гигантским и часто раздутым пенсиям и льготам чиновников могло бы вполне добавить очков в часто страдающем имидже ПФР. Например, как уже сообщало «НовостиВолгограда.ру», в июле нынешнего года на волне всенародного возмущения грядущим повышением пенсионного возраста в Госдуме представили расклад по зарплатам и пенсиям депутатов нижней платы российского парламента. Для депутатов со стажем 5-10 лет пенсии составляют 46 626 рублей, для старожилов здания на Охотном ряду - 63 581 рубль. Все ли там чисто с точки зрения законодательных актов, указов, а главное льготного, часто каторжного стажа народных избранников?
Даже если спуститься на региональный уровень цифры пенсий чиновников будут сравни, а иногда и выше зарплат простых трудящихся волгоградцев. Например, с учётом всех бонусов муниципальный служащий в Волгограде и Волжском может рассчитывать на среднюю пенсию в 18,4 тысячи рублей, а чиновник обладминистрации в старости будет жить на 35 тысяч рублей в месяц. Для сравнения, средняя пенсия в нашем регионе сейчас чуть более 13 тысяч рублей.
Относительно абсурдности некоторых судебных тяжб в ПФР пояснили, что они тоже являются заложниками обстоятельств, и за казалось бы формальным подходом кроется тот факт, что полномочиями по расширительному толкованию норм права обладают только судебные органы. И приводят в пример случаи установления отцовства в неполных или образовавшихся после рождения ребенка семьях – когда очевидные и известные обоим родителям вещи, нужно задокументировать в суде, чтобы потом на основании бумаг решать те или иные вопросы.
Пока ситуация будет оставаться в той же бюрократической поре, формализма, а значит, лишних расходов и издержек региональному ПФР в судах, даже при наличии собственного штата юристов, похоже, не избежать. Но дело ведь не только в деньгах, а в отношении к конкретному человеку. Не важно, это трудившийся несколько десятков лет гражданин, льготный стаж которого не хотят замечать, или ветеран, чей статус и вовсе написан кровью безо всяких документов. Естественно, такие истории не добавляют простым трудящимся волгоградцам веры в свое государство, а также нервных клеток и здоровья, а у ветеранов и вовсе отнимают, бесценные и возможно последние дни, месяцы и годы жизни.