Журналисты издания «НовостиВолгограда.ру» попробовали разобраться, чем именно городские коммунальщики планируют ударить по гололеду в этом году, и не достанется ли, как это часто бывает, рикошетом, например, экологии — почве и через ливневые стоки реке Волге. Ведь о побочных эффектах реагентов, которые часто представляют из себя «коктейль» из химикатов, городские службы предпочитают не распространяться. И горожане узнают о них, когда от не выводимых разводов приходит в негодность обувь, домашние животные после прогулок начинают страдать от зуда конечностей, а по весне становится очевидным, что реагентами щедрые коммунальщики «удобрили» не только тротуары, но и близлежащие клумбы.
Реагентный коктейль
Большая часть реагентов, которые сотнями тонн каждый сезон высыпается на российские дороги — это соли NaCl и CaCl2, составляющие основу для различных миксовых комбинаций. Для тех, кто забыл уроки химии, напомним, что речь идет о хлориде натрия и хлориде кальция.
В первом случае с NaCl, можно подумать, что речь идет об обычной поваренной соли. А поскольку она есть на столе у большинства россиян, то, казалось бы, не о чем и беспокоиться. Однако, вся соль в том, что на улицах коммунальщики используют хлорид натрия с очень низкой степенью очистки. Это значит, что в нем будут примеси песка или же других солей. То есть речь идет о технической соли.
Получают ее путем смешения обычной поваренной с различными компонентами. Поэтому неудивительно, что на днях на официальном портале госзаказов появилась информация, согласно которой волгоградский коммунальный оператор «Концессии водоснабжения» готов потратить на соль 5 млн рублей. Как сообщало «НовостиВолгограда.ру» со ссылкой на закупочную документацию, концессионер приобретёт в общей сложности 860 тонн соли — по 5850 рублей за тонну. «Концессии водоснабжения» рассмотрят предложения потенциальных поставщиков в конце ноября, а сам контракт будет подписан в начале декабря. Коммунального оператора интересует обычная пищевая соль крупного помола, со средним размером кристаллов около четырёх миллиметров. Её обычно применяют для засолки рыбы, но «Концессиям водоснабжения» она, по всей видимости, нужна для сугубо технических целей.
Во втором случае с хлоридом кальция речь идет о кальциевой соли соляной кислоты. Эту формулу также можно встретить на наших с вами столах — пищевая добавка Е509 широко применяется в качестве консерванта для овощей и ферментации молочных продуктов.
В общем и целом мировой опыт зимних антиглоледных кампаний крайне разнообразный. В Финляндии и Швеции в некоторых городах дороги посыпают «натуральными» песком или каменной крошкой, исключая любые химические реакции. А в Норвегии еще несколько лет назад появились первые трассы с подогревом.
Улицы и дороги Волгограда зимой переваривают до 60 тысяч тонн реагентов
В мэрии Волгограда журналистов издания «НовостиВолгограда.ру» заверили, что в деле борьбы с гололедицей на улицах и тротуарах городские власти не «химичат», а используемые реагенты исключительно природного происхождения — песко–соляные смеси. Они экологически чистые, а их безопасность соответствует требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов состояния окружающей среды.
- В связи с тем, что используются материалы природного происхождения, воздействие на окружающую среду минимально, в отличие от химических, а также имеющих более выраженный абразивный эффект фрикционных материалов. Состав, характеристики и области применения установлены на федеральном уровне в соответствии с дорожными нормами «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах» и «Требования к противогололедным материалам», принятыми распоряжением Минтранса России от 16.06.03 №ОС-548-р., - рассказали корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе администрации Волгограда.
Специалисты мэрии отчитались, что на ближайший сезон заготовлено по опыту прошлых лет около 60-65 тысяч тонн реагента, а 160 единиц специализированной техники муниципальных предприятий «Северное» и «ДСЭР Советского района» при необходимости начнут работу в первую очередь на участках с крутыми и затяжными подъёмами, резкими поворотами и узкой проезжей частью. Их в черте города насчитывается до двадцати. К слову, именно на таких участках автовладельцам следует быть особенно внимательными и не бросать транспорт у обочин дорог и проездов, чтобы не создавать препятствий работе техники и не получить «соляное конфетти» на корпус автомобиля, что может навредить не только внешнему виду, но и окружающей среде.
«Солевые ванны» для автомобилей
Общеизвестно, что соль, нанесенная на кожу, способна вытягивать через ее поры различные шлаки, а солевые ванны обладают омолаживающем эффектом. Поэтому неудивительно, что «ледоплавильные» составы даже из чисто природных компонентов (песко — соляная смесь) способны нанести максимальный вред обуви, автомобилям и даже здоровью человека после активного смешения с другими веществами. Наиболее токсичными являются те, что содержатся в пыли стирающихся автомобильных покрышек. Невидимые глазу микрочастицы, содержащие углерод и серу, смешиваясь с антигололедными реагентами могут превратиться в химический коктейль, который плавит не только тающий под ним лед, но и все то, куда эта смесь попадает. В химическую реакцию с антигололедными составами вступают и антикоррозийные покрытия машин и даже жидкости для омывания стекол, которые автолюбители щедро разбрызгивают фонтанами в непогоду.
— Насколько я знаю, сегодня в Волгограде используют песко-соляные смеси. Природные реагенты, которые сама же природа потом может усвоить и «переварить». Но даже при этом, проезжая весной или летом рядом с зелеными зонами видно, что растения по краям близко к проезжей части попросту погибли от попадания соляной смеси высокой концентрации. Еще один важный момент это стоки. Ведь часть ливневки завязаны с Волгой, а в этом вопросе в Волгограде далеко не все идеально. Алексей Ульянов, волгоградский общественник
Берегите ноги и лапы
Отдельный момент — сохранение обуви горожан. Михаил Азоркин, сапожник с тридцатилетним стажем, рассказал в беседе с журналистом издания «НовостиВолгограда.ру», что даже в нашем мире новейших технологий волгоградцы продолжают зимой обращаться с испорченной обувью. Если человек много ходит пешком, часто пересекает проезжую часть и лавирует между лужами разлитого реагента, то его обувь подвергается реальному риску быть испорченной.
И дело даже не агрессивности реагентов, даже раствор обычной поваренной соли будет со временем разъедать кожу возле подошвы. Как ни странно, но современные искусственные материалы, имеют меньшую восприимчивость к агрессивной среде дорожных реагентов. В любом обувном магазине вам дадут самый эффективный совет - после возвращения с улицы сразу же удалите влажной материей остатки грязи и реагентов, после высыхания протрите обувь кремом или специальным составом.
Что касается домашних животных, то ветеринары более категоричны. Так как состав дорожных реагентов полностью неизвестен, то лучше вообще исключить перемещение домашних питомцев по местам скопления растаявшего снега. Выгуливать собак следует только на специальных площадках, которые будут точно безопасны для животных. Только вот где их взять? Специальных площадок для выгула собак в Волгограде практически нет.
Куда девать снежную кашу?
Чтобы промочить ноги или лапы в грязной каше из реагентов и растаявшего снега порой не надо даже отходить далеко от дома. Прошлой зимой Волгоградским общественникам удалось выяснить, куда коммунальщики и дорожные службы девают грязный снег, убранный с автотрасс и из дворов. Оказалось, что его просто сваливают в огромные кучи рядом с жилыми домами — и горожане не то чтобы рады такому гениальному решению проблемы.
Как сообщали «НовостиВолгограда.ру», о настоящих залежах грязного снега общественникам из волгоградского отделения ОНФ рассказали жильцы домов по улице Рокоссовского.
Волгоградцы пожаловались, что рядом с мостом через Волгу дорожники и коммунальщики систематически складируют всё, что вывозят с главных городских магистралей. По словам местных жителей, снег сильно загрязнён антигололёдными реагентами и остатками нефтепродуктов.
И текут неуклюже прямо в Волгу все лужи
Как выяснилось, обслуживание сетей ливневой канализации, которая в том числе принимает стоки с дорожного полотна, в Волгограде входит в перечень мероприятий по текущему содержанию городских дорог и проводят его уже упомянутые муниципальные дорожные предприятия МБУ «Северное» и МУП «ДСЭР Советского района».
Не секрет, что основная сеть ливневой канализации была спроектирована и построена еще в советские годы. С тех пор в разы выросло количество автомобилистов, которые используют те же «немерзайки», кроме того значительная часть коммуникаций элементарно изношена, а некоторые стоки, как неоднократно показывали волгоградские летние ливни, элементарно забиты. Об этих проблемах городские власти хорошо знают и обещают волгоградцам скорую модернизацию систем водоотведения и очистки стоков с городских улиц.
— С текущего года в Волгограде началась работа по строительству комплекса очистных сооружений (ЛОСов) для ливневых стоков. В ближайшие три года в рамках нацпроекта муниципалитет построит на территории Волгограда 14 новых очистных сооружений на выпусках ливневой канализации. Коллекторы полностью изолируют сточные воды от поверхностных источников. Внутри каждого ЛОСа будет функционировать многоступенчатая система, которая очистит поступающие в коллектор стоки от загрязнений и других взвешенных веществ, - рассказали в мэрии Волгограда.
Но поскольку речь идет только о планах и радужных перспективах, расслабляться ни волгоградцам, ни матушке Волге, в которую по привычке потекут неочищенные стоки, пока рано.