Posted 23 ноября 2019, 11:51

Published 23 ноября 2019, 11:51

Modified 17 октября 2022, 10:57

Updated 17 октября 2022, 10:57

Заливай, но проверяй: есть ли недолив на АЗС Волгограда и почему капля рубль бережет

23 ноября 2019, 11:51
На автозаправках страны недолив топлива превышает нормативы в два и более раз, отчиталась на днях пресс-служба Минпромторга по результатам проверок. Журналисты издания «НовостиВолгограда.ру» провели свой «топливный» эксперимент на нескольких заправках Волгограда.

На АЗС самых популярных брендов мы закупили бензин в специальные мерные канистры, затем перелили топливо в прозрачные 5-литровые бутыли и проанализировали полученные результаты.

Недоливать можно, но не более 25 мл на 10 литров

До рейдов Минпромторга свои проверки проводил и Росстандарт. На основании анализа данных полученных на 200 АЗС специалисты ведомства пришли к выводу, что каждая пятая АЗС в России недоливает топливо. А 10% из общего числа заправок грешат продажей некачественного бензина и дизтоплива.

Обе проблемы в России не решались десятилетиями, но, похоже, что уже в ближайшем будущем топливным жуликам станет недоливать себе дороже. Так с января прошлого года были введены оборотные штрафы за несоответствие качества топлива на АЗС.

А в начале ноября Росстандарт сообщил, что в правительство внесен законопроект о введении повышенных штрафов за недолив топлива на АЗС. Сейчас законопроект проходит стадию согласования. Планируется, что штрафы за недолив горючего могут вырасти в пять раз и составить 1% от выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 тыс. рублей. Рецидив же обойдется владельцам заправки 3% годовой выручки и не менее 2 млн рублей. Пока наказание вполне щадящее. Согласно ч. 1 ст. 19.19 КоАП сумма штрафа для должностных лиц составляет от 20 до 50 тыс. рублей, а для юридических от 50 до 100 тыс. рублей.

Нововведения могут быть включены в новую редакцию КоАП, вступающую в силу с 2021 года.

В масштабах отдельных округов страны, где проводились официальные исследования, ситуация автомобилистов также не обнадеживает. Так согласно результатам проверок, которые были проведены в 2019 году, в Центральном федеральном округе зафиксирован недолив от 50 до 90 мл на 10 л топлива при норме в 25 мл. А заправке полного бака — 50 л при норме недолива не более 125 мл в отдельных случаях он составлял от 200 до 300 мл.

Свою лепту внесли не только официальные ведомства, но и общественники. В соответствии с данными, которые в открытом доступе публикуют активисты общественного контроля, недоливом топлива на АЗС грешат две трети российских заправок

Закупочная проверка

Есть ли такой пока не сильно наказуемый рублем «грешок» у волгоградских АЗС? Чтобы ответить на этот вопрос, журналисты издания «НовостиВолгограда.ру», вооружившись канистрами, отправились в негласный рейд по городским заправкам. Проверочная закупка или, если угодно, закупочная проверка прошла гладко, поскольку для набора использовалась специально предназначенная герметичная емкость.

В качестве «испытуемых» были выбраны четыре наиболее известных бренда и одна мелкая местная фирма. Мы отдали предпочтение заправкам, которые находятся в Дзержинском и Центральном районах в 10 — 15 минутах езды от центра города и на небольшом расстоянии друг от друга.

Хотя в первую очередь мы обращали внимание на объемы налитого топлива, который во всех случаях должен был составить 5 литров, интерес вызвала цена топлива, а также его цвет. Сразу оговоримся, что замеры проводились не на специальном оборудовании, а в бытовых условиях, однако даже в таком варианте отхода от допустимой погрешности мы не выявили. Во всех случаях объем топлива составлял ровно 5 литров или на 10-15 мл меньше. И лишь на АЗС «Волга—Нефть» объем отпущенного топлива был максимальным. Перелив составил порядка 50 мл.

ООО «Лукойл–Югнефтеродукт» АЗС № 34490, ул. Рокоссовского 80А. Цена 213 руб за 5 литров.

Сеть АЗС «Газпром» ул. Землячки 80А. Цена 215 руб за 5 литров.

Роснефть ООО «РН-Волгоград» АЗК № 1, ул. Рокоссовского, 75. Цена 213 руб за 5 литров.

ООО «Шелл нефть» АЗС№ 12013, ул. Ленина, 65Н. Цена 215 руб за 5 литров.

«Волга-Нефть». ИП Хвальнов, ул. Землячки, 59. Цена 202 руб за 5 литров.

Примечательно, что у основных конкурентов «Лукойл» и «Роснефть» цена (бензин во всех случаях приобретался без скидочных карт) оказалась одинаковой буквально до копеек. На обеих АЗС за 5 литров 92-го бензина пришлось выложить 212 рублей. На три рубля дороже тот же объем топлива обошелся на «Газпроме» и заправке «Шелл» — по 215 рублей. Самый дешевый бензин у местного продавца «Волга — Нефть» при том, что и по объемам это оказался самый щедрый поставщик топлива, что хорошо видно на общем фото.

Стоит отметить также неестественно желтый цвет бензина на этой заправке. А вот самый прозрачный бензин, что хорошо видно на общем изображении, предлагает автомобилистам «Лукойл». Цветовая гамма топлива на оставшихся трех заправках «Газпром», «Шелл» и «Роснефть» примерно одинаковая. Оценивать качество топлива, а значит и интенсивность его расхода в рамках данной публикации мы не планировали, да это и некорректно делать без привлечения сотрудников специальных служб и уполномоченных ведомств.

Факторы риска

Коварный заправщик

Нехорошо заранее и безосновательно подозревать людей, но, очень часто, причиной недолива является коварный умысел заправщика. Вариантов мошенничества несколько. Самый распространенный –вытащить пистолет заранее. В этом случае покупателю нужно будет как-то объяснить несовпадение цифр на табло и за уплаченный объем, но для этого есть также хитрые уловки, типа отвлечения внимания, настройки оборудования и даже слива топлива в другую емкость, если клиент задержался в павильоне.

— Я, например, всегда заливаю бензин самостоятельно, чтобы максимально исключить факторы риска недолива топлива. Что же касается рейдов, то, на мой взгляд, их нужно регулярно проводить, чтобы у заправок не было соблазна «химичить». И все же в нашем регионе это не самая актуальная проблема. Поскольку массовых жалоб от автомобилистов на эту тему в наш союз не поступало. Но не исключено, что многие просто не знают о недоливе. Я сам иногда с удивлением обнаруживаю, что, заправив 40 литров, при одной и той же манере езды примерно по одному маршруту этого объема мне хватает на совершенно разный километраж. Как это объяснить, если не недоливом?председатель областного отделения «Движения автомобилистов России» Армен Оганесян.

«Жадная» колонка

О неисправностях счетчиков залива догадаться можно, но для этого нужно, что называется, специально «заморочиться», чего рядовой автомобилист обычно не делает.

Со специальными хакерскими настройками заправка может работать долгие месяцы, если не годы, принося сотни тысяч и даже миллионы рублей, украденных из кошельков автомобилистов или, если угодно, тысячи литров, недолитые в их баки.

К слову, подобная история не так давно случилась в Волгограде и закончилась уголовным делом, а затем приговором, когда 6 человек были осуждены за использование вредоносной компьютерной программы, корректировавшей незаметно для потребителя объем вливаемого топлива. Как следует из материалов уголовного дела, автоматизированная раздачи топлива клиентам сразу на 10 АЗС сети «Роснефть» в Волгограде с мая 2012 по июнь 2016 года работала с недоливом около 6% вместо допустимых 0.25%. Нетрудно посчитать, какую астрономическую сумму выручили владельцы предприятия, которые, правда, потом по решению Дзержинского суда получили и реальные сроки лишения свободы.

Подводя итоги негласного рейда, можно посоветовать волгоградским автолюбителям, как и в любом деле, связанном с покупкой и финансовыми расчетами, сохранять бдительность, а во время езды проявлять наблюдательность и отмечать для себя, какое расстояние обычно преодолевает его «железный конь» при конкретном объеме топлива, и нет ли в прожорливости автомобиля чего-то подозрительного.

Подпишитесь