Как сообщает «НовостиВолгограда.ру», 25 октября Министерство транспорта РФ издало приказ о полном переходе грузового железнодорожного транспорта на кассетный тип подшипников с 1 января 2021 года. Более миллиона грузовых вагонов планировалось в течение года перевести на использование кассетных подшипников, которые в четыре раза дороже роликовых. Дискуссия о целесообразности этого решения продолжалась в течение последних двух месяцев.
Идею полного перехода на кассетный тип подшипников поддерживали РЖД, Минтранс и Минпромторг. С критикой решения выступили председатель Ассоциации производителей подшипников Олег Савченко, председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин, Федеральная антимонопольная служба, а также владельцы и операторы грузовых вагонов. Представители отрасли указывали, что реализация проекта чревата невыполнением планируемых объёмов грузоперевозок, резким ростом ставок аренды подвижного состава и повышением цен на большинство товаров. Кроме того, кассетные подшипники в России производятся только на предприятиях с участием иностранного капитала.
31 октября на совещании в Правительстве РФ под председательством вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака приказ Минтранса был отменён и утратит силу в течение суток. Решение о принудительном переводе отрасли на кассетный тип подшипников было признано несвоевременным и слабо аргументированным.
— На мой взгляд, решение о переходе на кассетные подшипники было абсолютно непродуманным, поскольку этот вопрос предварительно не обсуждался ни с производителями подшипников, ни с владельцами подвижного состава. Реализация данного решения предполагала нагрузку на бюджет в размере от 300 млрд до 1 трлн рублей в течение восьми лет, а самое главное – увеличение цен на большинство товаров в России. Ассоциация производителей подшипников предупреждала, что повышение на 10% стоимости транспорта скажется на стоимости перевозки грузов и приведёт к росту потребительских цен, – пояснил «НовостиВолгограда.ру» Олег Савченко, председатель Ассоциации производителей подшипников. – У нас существует производство как роликовых, так и кассетных подшипников, поэтому с точки зрения прибыли нам всё равно, какие из них будут использоваться – возможно, переход на кассетный тип даже был бы выгоднее производителям. Но я считаю, что такие непродуманные решения вредят экономике Российской Федерации, поэтому на совещании в категорической форме выступил за отмену данного приказа.
Напомним, на сегодняшний день роликовые подшипники используются в 90% вагонов. Предложение Минтранса предполагало крайне масштабное переоснащение подвижного состава в сжатые сроки, из-за чего операторы грузовых вагонов даже угрожали уйти в сопредельные страны.