В этом уверен московский блогер Глеб Кузнецов, который проанализировал события на медицинском фронте. По его мнению, администрация в лечебных учреждениях и врачи-практики стали далеки друг от друга, пишут «Новые Известия».
Кузнецов отмечает, что классовое расслоение в здравоохранении, как и в образовании, и в науке, началось лет 20 назад. Номенклатурные работники раньше поняли, что можно крышевать «коммерческий сегмент», а теперь успешно стали распределять потоки бюджетных денег в нужные руки.
В результате доходы ставших практически бизнесменами руководителей в лечебных учреждениях выросли до уровня топ-менеджеров. Да к тому же у медицинской номенклатуры появился административно-политический вес. И это все происходит на фоне ухудшения положения обычных медработников, получающих нищенские зарплаты.
Неудивительно, что врачи протестуют в стране своими увольнениями. Так, в московском НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина заявления об уходе написали с десяток работников. Из-за низких зарплат увольняются врачи-неонатологи из роддома пермской городской больницы.
«Но я поймал себя на мысли, что мы упускаем одну очень важную и вроде бы лежащую на поверхности логику конфликта и в Онкоцентре, и в Тагиле некоторое время назад, и в Перми сегодня, а по ощущениям – и далее везде. Реально везде.
Это логика классовая. Шутка в том, что администраторы здравоохранения и администрируемые ими доктора вдруг стали относиться к разным социальным классам. Вот мы видим докторов на записи в ютубе, которые демонстрируют зарплатные квиточки с суммами в немногие десятки тысяч рублей.
А вот мы смотрим на декларации их дорогих боссов. Гектар в Греции с домом, квартира у несовершеннолетнего сына там же. Суммы в многие миллионы рублей дохода официального и вдруг возникающая выплата в 70-100 миллионов у руководителя или его супруги. (Я сам удивился, но так получается, что раз в несколько лет многие начальники бюджетных организаций оказывается счастливыми обладателем легально задекларированного миллиона евро с гаком)», – размышляет Глеб Кузнецов.
Он упоминает чиновницу Минздрава, которая возглавляет комиссию по расследованию преступлений онкологов. Она за прошлый год, судя по ее декларации, заработала 11 млн рублей. Вопрос – как, если вся жизнь проходит на госслужбе.
Московский блогер обращает внимание на то, что даже в Европе чиновник средней руки получает где-то 150 тыс. евро в год. При этом в отличии от России там существует прогрессивное налогообложение на большие доходы.
У нас же руководители институтов, являющиеся госслужащими, спокойно становятся официально долларовыми миллионерами.
Кузнецов сделал интересное наблюдение, что «взрывной рост стоимости администрирования здравоохранения и социальной сферы начался примерно в 2014-2015 году». Всего за 3-4 года доходы номенклатуры увеличились в разы.
«Вот мы и пришли к тому, к чему пришли. За столом друг на против друга - в Москве, Тагиле, Перми и так далее - сидят не коллеги, не люди делающие одно дело, а самые что ни на есть классовые враги в хардкорно марксистском понимании. Диалог директора Центра и профессора Менткевича - это не диспут о будущем профессии и их общего лечебного заведения, это диалог манчестерского фабриканта и трейдюнионистского лидера году в 1920. Пока трейдюнионистского, впрочем. Пока говорящего об условиях труда и вознаграждении за него, а не предъявляющего политические требования.
Разрыв в доходах между специалистами и администраторами не просто плохо сказывается на состоянии здравоохранения и социальной сферы вообще. Бюджетная олигархия, выросшая на двух китах - возможности самостоятельно управлять зарплатами в рамках своих учреждений и доступе к госзакупкам - начинает создавать как мы видим по тому же Тагилу, вполне себе политические риски», – недвусмысленно предупреждает блогер.
Неравенство доходов ускоряется в стране большими темпами. А происходит это на уровне решений глав бюджетных организаций. Ситуация уже настолько нездоровая, что ограничить аппетиты начальства и приближенных к нему можно только политическим решением, считает Глеб Кузнецов.