Posted 29 сентября 2019, 03:00

Published 29 сентября 2019, 03:00

Modified 17 октября 2022, 08:19

Updated 17 октября 2022, 08:19

Законный пробел в черном облаке дыма: как грузовики безнаказанно травят волгоградцев

29 сентября 2019, 03:00
Журналисты издания «НовостиВолгограда.ру» попытались разобраться в проблеме грузового транспорта, отравляющего воздух при явном нарушении всех норм. И неожиданно выяснилось, что ни экологические службы, ни надзорные ведомства не имеют полномочий для оперативного реагирования на дымящую фуру или автобус.

Любой горожанин вне зависимости от наличия личного автотранспорта хотя бы несколько раз да становился свидетелем обескураживающей картины, которая, в отличие от художественных экспонатов, еще и зловонно пахнет: фура — чаще транзитная — или автобус беспощадно коптит воздух над собой или сзади. В результате возникает вполне логичное желание обогнать ее, лучше — на несколько километров, потому что отстать — это значит собрать в своих лёгких всю таблицу Менделеева.

Копоть и сажа «в разрезе»

Тот факт, что черный дым отнюдь не озонирует пространство, лежит на поверхности, и все же попробуем повнимательнее разобраться в том, что же именно оседает в лёгких горожан, которые становятся невольными попутчиками таких «коптилен на колесах».

Как выяснилось из данных открытых источников, выбросы из выхлопных труб грузового транспорта содержат в себе около 450 различных соединений. Начиная от углеводородов, оксидов углерода и азота до сажи, серы и формальдегидов. Большинство данных веществ — это канцерогены, говорят специалисты.

— Увы, в любом автотранспортном средстве стоит отнюдь не самовар. Будь то двигатели легкого топлива — газ и бензин, или дизельные, выбросы будут, и от этого никуда не деться. В первом случае это CO и CH, во втором — оксиды азота NO. Все это канцерогены. Другое дело, в каких объемах они выделяются. Если класс двигателя современный, человек своевременно проходит ТО и ремонтирует автомобиль, то воздействие на окружающую среду будет щадящим.Сергей Ширяев, декан автотранспортного факультета ВолгГТУ

Специалисты также отмечают, что на интенсивность выбросов влияют еще несколько факторов. Даже манера вождения. К слову, при неаккуратной и агрессивной езде с большим количеством резких остановок быстрее стираются шины, а молекула шинной пыли, практически не видимая на глаз, также оседает в воздухе и является канцерогеном. Повышенная загазованность всегда наблюдается и в местах медленного движения, где автомобили по большей части стоят в пробках на холостом ходу.

Коварность такого вида вредных воздействий на организм человека в том, что облака копоти не вызывают резких или тяжелых отравлений — тут уместно провести аналогию с обычным курением. Однако медленно и верно, как вредное производство на заводе, эти выбросы разрушают нас изнутри.

Большинство горожан связывают регулярные головные боли и слабость со стрессами, недосыпанием, метеозависимостью, забывая о регулярные порциях «канцерогенного завтрака, обеда и ужина» на дорогах по пути на работу, а затем при возвращении домой.

В рамках данной публикации мы не ставили цель провести медицинское исследование о влияние выбросов на здоровье, но коротко скажем, что загрязнение воздуха лежит в прямой связи с такими болезнями, как астма, бронхит, ишемия и многие аллергические проявления.

Почему грузовик становится «коптильней» на колесах?

Черный цвет выхлопа говорит о несгоревшем топливе. Оно не только «изрыгается» в окружающую среду, но и оседает внутри поршней, превращаясь в сажу, а затем попадает в воздух с последующими выхлопами, рассказывают преподаватели автотранспортного факультета ВолгГТУ.

Неадекватная работа двигателя в данном случае может быть связана с изношенностью, а так же с низким качеством топлива, на котором просто вынуждены экономить те же дальнобойщики, чтобы хоть как-то заработать после уплаты всех налогов, включая прожорливую систему «Платон».

Грязное знамя грязного дела

Как следует из «Доклада контроля окружающей среды в 2018 году» комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии администрации Волгоградской области, автотранспорт травит жителей региона сильнее всех других факторов, вместе взятых.

— Количество выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу со стороны автотранспорта ежегодно составляет около 60% в общем объеме выбросов по Волгоградской области. В 2018 году, по данным управления Роспотребнадзора, эти выбросы составили 302 тыс. тонн.

Отметим, что по словам декана автотранспортного факультета ВолгГТУ Сергея Ширяева, еще в 80-х годах прошлого века показатель загрязнения воздуха от автотранспорта в Волгоградской области составлял всего 13%. И дело даже не в том, что на тот момент работало гораздо большее число промышленных предприятий, а в том, что элементарно было куда меньше единиц автотраспорта. По данным ГИБДД, на миллионный Волгоград сегодня приходится около 450 тысяч зарегистрированных автомобилей, если добавить сюда транзитные, в том числе активно «коптящие» пространство вокруг себя фуры, то картина получается безрадостная.

Из всего вышеописанного можно было бы сделать вывод, что, учитывая серьезность проблемы, лучшие экологически настроенные умы на уровне федерации и региона денно и нощно ломают голову над тем, как бы нивелировать вред окружающей среде от автотранспорта и облегчить жизнь городским жителям.

Однако выяснилось, что механизмов воздействия на потенциальных нарушителей не так уж и много. За последние десятилетия, когда коптящие карбюраторные двигатели ушли в прошлое, а экологические нормы стали внедряться уже на стадии производства моторов, были упразднены и экологические посты. Согласно законодательству, сегодня автотранспортное средство проверяется на экологичность только в рамках планового технического осмотра.

Постановление от 06.02.2002 № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух», которое действует и в настоящее время, правда, в редакции от 05.12.2011. В частности, согласно подп. «а» п. 2 данного Постановления проверки автотранспортных средств должны осуществляться во время их государственного технического осмотра.

Например, в ВолгГТУ специалисты в рамках ТО могут провести обследование автомобиля. Для этого здесь есть сразу несколько приборов. измеряющих дымность и уровень выбрасываемого СО.

— По сути, экологичность двигателя закладывается еще на стадии его производства. В современных моделях есть специальная система регулировки двигателя, которая автоматически выстраивает наиболее оптимальные параметры его работы. Если случается сбой, то он выявиться на автосервисе или, в крайнем случае, на ТО.Сергей Ганзин, доцент кафедры автотранспорта ВолгГТУ

В теории все действительно всё безоблачно, однако если задуматься, как некоторые автолюбители проходят техосмотр в других местах, а то и дистанционно, только заплатив 500 рублей, то неудивительно, что «чёрные облака» то и дело зависают над волгоградскими дорогами.

Получается, что проблемой чадящего автотранспорта на дорогах не занимается ни одно ведомство - ни на федеральном, ни на региональном уровне. Журналисты издания «НовостиВолгограда.ру» связались с несколькими ведомствами и органами власти, ни в одном из них чиновники не захотели признать эту проблему «своей». Например, в региональном управлении Роспотребнадзора на вопрос о контроле за содержанием вредных веществ в выхлопных газах автомобилей нам ответили, что «такие вопросы не входят в компетенцию Роспотребнадзора». Специалисты ведомства осуществляют надзор за состоянием атмосферного воздуха, а не отдельно за выхлопами автомобилей.

В этой беде волгоградцам не могут помочь даже вездесущие гражданские активисты.

В данный момент вопрос оперативного привлечения к ответственности владельцев «коптящих» грузовиков — это пробел в законодательстве. Экологи по нормам стандартно делают замеры только в жилой зоне, а дорога к ней не относится. К тому же представим ситуацию, что гражданин стал свидетелем такого нарушения, заметил коптящий грузовик. Пока он позвонит, пока экологическая служба прибудет на место, облако давно уже сдует потоками ветра. Преследовать грузовик тоже проблематично, поэтому привлечь к ответственности нарушителя практически невозможно.Алексей Ульянов, волгоградский общественник.

Корреспонденты издания «НовостиВолгограда.ру» при написании данного материала изучили нормативную базу и проконсультировались у юристов. Как выяснилось, единственным правильным действием гражданина, который увидел явное нарушение экологических норм со стороны водителя, например, фуры, является звонок на телефон 02 и сообщение о совершаемом водителем правонарушении. Хотя вопрос оперативной реакции на такое сообщение остается открытым, поскольку у ГИБДД нет специального оборудования для замеров параметров выхлопов. А большое количество таких звонков вряд ли имеет шансы перерасти в качество работы правоохранительных и надзорных органов и устранить имеющиеся пробелы в законодательстве.

Подпишитесь