Posted 15 сентября 2019, 04:00
Published 15 сентября 2019, 04:00
Modified 17 октября 2022, 10:55
Updated 17 октября 2022, 10:55
Журналисты ИА «НовостиВолгограда.ру» попытались разобраться, есть ли связь между двумя этими тенденциями, и не влияет ли улучшившееся качество асфальтового покрытия при отсталом общем уровне дорожной инфраструктуры на показатели аварийности.
Как не остаться в дураках при хороших дорогах
Общероссийская статистика аварийности за 2018 год должна бы настраивать на благодушный лад. Цифры говорят о сокращении уровня аварийности на дорогах страны. Однако при ближайшем рассмотрении и анализе, например, годовых показателей смертности все выглядит не так оптимистично. Согласно данным открытых источников и элементарной арифметике по статистике в России ДТП фиксируются каждые 5 секунд. В среднем каждое 9-е дорожно-транспортное происшествие по-прежнему приводит к летальному исходу для водителя или пассажира. Таких смертей в России ежегодно фиксируется не менее 20 тысяч – то есть население небольшого провинциального городка.
Черный сентябрь
В контексте Волгоградской области ежегодное количество жертв ДТП измеряется, конечно, не в тысячах, однако более десяти погибших в неделю - уже жуткая картина.
Первая неделя сентября стала по-настоящему черной в статистике аварийности из-за целого ряда смертельных лобовых аварий, произошедших по схожему сценарию – выезд на встречку, страшный удар и мгновенная смерть нескольких человек.
Согласно официальному сайту ГУ МВД региона с 1 по 8 сентября произошло 11 серьезных лобовых ДТП с пострадавшими. Из них 6 стали смертельными, а общее количество погибших – 10 человек. Почти во всех трагедиях жертвами лобовых ударов становились водители и пассажиры на переднем сиденье.
За такой короткий промежуток проблематично сделать глубокий анализ данных ДТП, исходя из их причин, времени совершения и шансов людей в авто на выживание. Однако общая тенденция очевидна – превышение скоростного режима и неосторожный маневр обгона. Печальный антирекорд поставил 24-летний житель Волжского, который неизвестно зачем на выезде из города разогнался до 160 км/ч и буквально «остановился о встречный автомобиль» убив не только себя, но также угробив своего 18-летнего пассажира. Второй пассажир позже скончается в больнице.
Справедливости ради отметим, что бывают и такие форс-мажоры, как взорвавшееся колесо, которое несколько дней назад стоило жизни двум дальнобойщикам.
Анализом обстоятельств смертельных аварий занимаются и лучшие умы в ГИБДД. Еще с 2015 года в автоинспекции на уровне РФ стали более детально изучать статистические показатели, чтобы аналитики могли составить реальную картину происходящего на дорогах страны и выработать контрмеры для снижения аварийности.
Так, например, анализ данных позволил сделать вывод, что не менее 40% всех ДТП со смертельным исходом происходит в сумерки или тёмное время. Кроме того, значительная доля этих аварий приходится не столько на ночное время сколько на вечерний час-пик, с 17:00 до 20:00, когда трафик становится более плотным и любители обгонять и успеть домой на каких-то 10-15 минут пораньше часто платят за это своими и чужими жизнями. Выяснилась и ещё одна интересная деталь.
С одной стороны аварии часто провоцирует плохое состояние дорожного полотна, когда машина может улететь в кювет или же врезаться другой автомобиль из-за резкого вынужденного маневра - объезда ямы. С другой стороны выросло число аварий на запредельно высокой скорости в основном во время обгонов, не оставляющих шансов, как самим нарушителям, так и тем, кто оказывается на их пути.
Что же так провоцирует на неосторожные обгон, окрыляет настолько, что из железного коня хочется выжать все заложенные в него лошадиные силы? Ответ лежит на поверхности – хорошее качество дорожного покрытия.
- Начиная с 2014 года темп работ по восстановлению трасс межрегионального значения в Волгоградской области значительно вырос, В год дорожными работами было охвачено не менее 200 километров трасс. Особое внимание уделялось обеспечению безопасности на дорогах. С 2015 по 2018 годы в регионе было построено свыше 77 километров систем дорожного освещения на федеральных дорогах. И плюс 94 километра на региональных трассахпредседатель комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Анатолий Васильев
Но одним освещением проблему хромающей инфраструктуры не решить. А ведь скорости на трассах региона автолюбители развивают сравни тем, что допустимы на европейских автобанах, где есть ограничение не высшего порога скорости, а напротив низшего - когда ехать тише определенной скорости просто запрещено. Однако, если на автобанах встречные столкновения и обгоны практически исключены, исходя из самой конструкции дороги, то на обновленных волгоградских трассах такие риски сплошь и рядом.
- В нашей области взялись за дороги и даже сделали целые километры хорошего полотна, но совсем забыли об инфраструктуре, которая неизменно должна сопровождать любой ремонт и делать движение безопасным. Редко где можно встретить разделительные конструкции между встречными полосами. Но главная проблема как всегда в самих водителях – в их культуре вождения, полнейшей безответственности и несоблюдения ПДДАрмен Оганесян, председатель областного отделения «Движения автомобилистов России»
Опыт разделительных полос
Если обратиться к европейскому опыту по недопущению лобовых столкновений, то самое последнее слово на дорогах, где встречные полосы прилегают друг к другу – это облегченные тросовые ограждения. Они широко распространены на трассах США и Скандинавии. Например, чиновники департамента транспорта штата Вашингтон, уверяют, что выжить при наезде на такой вид ограждения у автолюбителя шансов больше едва ли не в три раза по сравнению с другими видами конструкций.
- При наезде автомобилей на подобную конструкцию водители и пассажиры погибают или получают травмы в 16% случаев, тогда как при столкновениях с отбойниками из бетона или из металлического профиля жертвы и травмы фиксируют в 41% аварий, - сообщалось в одном из официальных заявлений.
В последние несколько лет, начиная 2014 года, на тросовые ограждения пристальное внимание обратил Росавтодор, отмечая эффективность данных облегченных конструкций за счет более высокого показателя энергопоглощения и практически полного отсутствия лобовых столкновений в местах, где они установлены. На практике даже при самом неблагоприятном сценарии удар получается по касательной с минимальной разрушительной силой и, что самое важное, как правило, без человеческих жертв.
В ряде областей, например, Московской и Ярославской такие тросовые ограждения можно встретить (уточним: лучше чисто визуально) уже на большом количестве участков. Однако до волгоградского региона такое дорожное ноу-хау все никак не доедет.
А ведь на трассах области достаточное количество участков, где ширина дорожного полотна гораздо шире двух полос и теоретически позволяет поставить такие облегченные конструкции.
- Технически это делается элементарно. Стоит в зависимости от весовых нагрузок автомобилей относительно недорого, плюс есть побочные эффекты в виде сложностей при очистке снега зимой, - поделился своим мнением один из экспертов в области дорожного строительства, за плечами которого не один десяток построенных в регионе дорог. - Другое дело, что большинство региональный автодорог в Волгоградской области проектировались еще в середине XX века. Например, дорога возле Волжской ГЭС, соединяющая Волгоград и Волжский, считается однополосной в каждую сторону. В то время, как водители считают что ней легко умещаются по 2 полосы для движения в каждую сторону. Поставить здесь даже легкие разделители потоков можно - ГОСТ это позволяет. Но конструкции тогда в реальности, а не только на бумаге, сузят дорожное полотно до 1 полосы. Это очень заметно снизит пропускную возможность на этом участке.
Еще одним важным фактором, по мнению, как экспертов, так и общественников, является сокращение штатов ГИБДД и, как следствие, отказ от старого доброго автоинспектора, способного провести профилактическую беседу в пользу бездушных камер, «стригущих» штрафы.
- Раньше на дорогах было больше автоинспекторов. Водители их и уважали, и по-хорошему боялись. А сейчас ради необдуманной на мой взгляд оптимизации понаставили камер. Кто-то заклеивает номера и гоняет сколько хочет, кто-то не считает деньги и платит штрафы, а в результате аварий не становится меньшеАрмен Оганесян, председатель областного отделения «Движения автомобилистов России»
Отдельным лихачам – нарушителям на камеры, как и на безопасность других участников дорожного движения действительно глубоко начхать. В качестве примера можно привести теперь уже экс-молодогвардейца Рената Булатова, который до того, как неосторожно выехать на встречку и угробить семью из 4-х человек, несколько десятков раз получал штрафы за превышение скорости.
Еще один пример безответственности, берущей корни в безнаказанности - послужной водительский список Музраева–младшего. Еще до скандала с поведением во время обыска дома у его отца экс-главы СУ СКР по Волгоградской области он попал в ряд неприятных историй в Москве, и тогда же журналисты обнаружили, что его за неполный год несколько десятков раз штрафовали за превышение скорости.
Дабы не заканчивать повествование на пессимистичной ноте, отметим, что неуемную жажду скорости издревле обличали даже в народном фольклоре: «Тише едешь дальше будешь», «Быстро едешь – медленно несут», поэтому каждый водитель может выбрать максимально сознательную и осторожную манеру вождения и надеяться, что никакой камикадзе не вылетит в лобовую прямо перед ним.