Сказ о потерянных дивидендах: почему крупные госкомпании не платят государству

13 сентября 2019, 16:43
В мае текущего года компания Sakhalin Energy Investment Company (оператор крупного проекта в сфере газонефтедобычи «Сахалин-2») заплатила в федеральный бюджет 45,6 млрд рублей. Этот факт не был бы интересным, если бы один данный платёж не составлял 90% от всех поступлений дивидендов в государственную казну.

В России больше тысячи акционерных обществ, долю в которых имеет государство, но получается, что всего одно из них выполнило свои обязательства в первом полугодии. Это любопытное событие заставило журналистов «Новых Известий» задаться вопросом, как вообще устроена система выплаты дивидендов от госкомпаний и почему некоторые крупные учреждения с государственным софинансированием не спешат пополнять бюджет. «НовостиВолгограда.ру» публикует сокращённый пересказ этого материала.

В отличие от частных компаний, где совет директоров сам решает, направлять ли прибыль на выплату дивидендов, акционерные общества с государственным участием обязаны перечислять в бюджет половину чистой прибыли по международным стандартам финансовой отчётности. Обычно дивиденды выплачиваются во втором полугодии – именно поэтому решение Sakhalin Energy Investment Company заранее рассчитаться с государством выглядит столь неожиданным. Всего за 2019 год в бюджет должно поступить порядка 589 млрд рублей. Однако практика показывает, что госкомпании раз за разом пренебрегают своими обязательствами: например, в 2015 году крупнейшие АО недоплатили в казну целых 386 млрд рублей.

Чем крупнее компания и чем выше её прибыль, тем большее искушение уклониться от уплаты дивидендов возникает у её руководства. Причём государство чаще всего само позволяет таким «неплательщикам» снижать сумму отчислений. В 2016 году таким правом воспользовались двенадцать корпораций, в 2017 году – девять.

В числе организаций, которые «экономят» на выплатах в бюджет, оказались «Газпром», ПАО Банк ВТБ и «Транснефть». «Газпром» выплачивает от 20% до 27% прибыли в качестве дивидендов – то есть примерно половину от положенного объёма. Правда, у газовиков есть уважительная причина в виде дорогостоящей инвестиционной программы. С «Транснефтью» тоже всё более или менее ясно: российское законодательство позволяет корпорации аккумулировать прибыль в дочерних компаниях, за счёт чего она отчисляет в бюджет намного меньше средств, чем положено. А вот у банка ВТБ всё любопытнее. Почему-то в апреле 2019 года Минфин великодушно разрешил финансовому учреждению заплатить в казну не 50% прибыли, а всего лишь 15%. Примечательно, что министр финансов Антон Силуанов по стечению обстоятельств одновременно является главой наблюдательного совета ВТБ.

Среди тех компаний, которые исправно платят дивиденды в бюджет, – «Алроса» (почти 82% от чистой прибыли в 2018 году), «Роснефть» и «Федеральная сетевая компания» (положенные 50%). Полностью исполняет свои обязательства ПАО «Русгидро». «Ростелеком» и вовсе является одним из самых добросовестных плательщиков – согласно принятым в компании стандартам, она перечисляет в качестве дивидендов не менее 75% прибыли. Пример организации, которая честно старается пополнять казну, но не может, – «Аэрофлот»: у перевозчика далеко не всегда образуется прибыль, поэтому в те годы, когда компания несёт убытки, она не платит акционерам ничего.

Правительство России к неуплате дивидендов госкомпаниями относится снисходительно. Но излишне гибкий подход к этой проблеме приводит к тому, что за грехи крупного бизнеса расплачиваются простые граждане. Эксперты говорят, что госкорпорации получают существенные льготы и при этом неэффективно расходуют средства, а отвечать за это приходится россиянам. К тому же протекционизм по отношению к АО с госучастием плохо сказывается на конкуренции.

«Любые преференции в адрес госкорпораций – дополнительное нарушение конкурентной среды. Преференции по определению являются не конкурентными, особенно когда начинаются всякого рода льготы», – считает Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков.

Для сравнения, в европейских странах госкомпании стабильно платят в бюджет по 70% прибыли и при этом не жалуются. Для крупного бизнеса в США, Евросоюзе или Японии вполне нормально отдавать почти весь доход государству (если уж то состоит в числе акционеров) и привлекать для развития внешние источники. Для России такой подход пока в новинку, и его внедрение может вызвать экономические потрясения на первых порах.

«Увеличение нормы выплаты дивидендов до 70% от прибыли в российских условиях может противоречить стратегиям развития компаний и тормозить их рост, так как многие из них в первую очередь ориентируются на собственные источники финансирования роста и капвложений, то есть на прибыль, остающуюся в распоряжении акционерного общества. И только во вторую – на привлечение заёмного финансирования. Потому что в России, в противовес Европе, ещё далеко не все понимают и умеют привлекать внешнее финансирование для развития и инвестиций», – отмечает экономист Евгений Змиев, эксперт в области управления организациями и бизнесом.

Большинство специалистов сходятся во мнении, что в России назрела необходимость приватизировать крупные компании, которые и так не приносят государству солидных доходов. Но делать это нужно с умом, а не так, как в девяностые. Если приватизация пройдёт по мировым стандартам, без допуска к покупке акций бывших чиновников и менеджеров, такое решение могло бы стимулировать экономический рост. Но вряд ли в ближайшее время правительство решится на столь радикальный шаг.

А это значит, делают вывод «Новые Известия», что российские госкорпорации сохранят свою «забывчивость» в плане выплаты дивидендов. И бюджет будет ежегодно недополучать огромные суммы – ведь только четыре главных «неплательщика», в том числе «Газпром» и банк ВТБ, за последний год не перечислили в казну свыше 223 млрд рублей положенных выплат…

#Экономика #Аналитика #Россия #Бюджет
Подпишитесь