Posted 17 августа 2019,, 12:36

Published 17 августа 2019,, 12:36

Modified 17 октября 2022,, 10:53

Updated 17 октября 2022,, 10:53

Некосмические зарплаты в Роскосмосе: труд инженеров госкорпорации ничего не стоит

17 августа 2019, 12:36
Все огромные суммы с шестью и более нулями задерживаются только на верхушке. Основному кадровому составу государственной корпорации Роскосмос остаётся довольствоваться лишь «хлебными крошками» со стола топ-менеджеров.

Как сообщает издание «НовостиВолгограда.ру», журналисты «Новых известий» подготовили большой материал, чтобы выяснить, сколько реально зарабатывают занятые в космической промышленности специалисты. На днях была озвучена средняя зарплата сотрудников Роскосмоса в 2018 году, она составила 396 тысяч рублей. Звучит более чем привлекательно, особенно на фоне 43 431 рубля — суммы, которую за тот же период в среднем получил среднестатистический житель России. На деле же эти цифры зарплат в госкорпорации сильно скорректированы доходами высшего руководящего звена.

Как выяснилось, в расчётах речь идёт не о всех предприятиях Роскосмоса, а только о самой госкорпорации, в которой работает 605 человек. Руководство не бедствует: глава Дмитрий Рогозин за прошлый год получил от госкорпорации 23,5 млн. рублей. Соответствует ли такая зарплата реально принесённой пользе? Известно, что помимо выпуска «космической продукции» — прямой первостепенной задачи — предприятия вынуждены также заниматься выпуском электрических плит, домашних батарей, пива, детских санок. Иначе они бы простаивали из-за отсутствия загруженности. Ладно, решили вопрос, как использовать паузы от внекосмического простоя, а вопрос с достойными зарплатами сотрудникам — решили ли? Очевидно, что нет.

Корреспонденты «Новых известий» решили узнать, как обстоит ситуация с заработком в космической отрасли простым способом — изучить предлагаемые предприятиями вакансии на популярных сервисах поиска работы Head Hunter и Super Job, а также на сайтах самих предприятий. Картина оказалась далека от радужного пейзажа.

К примеру, ведущий производитель ракетных двигателей, от которых зависит успех вывода полезной нагрузки на орбиту, химкинское НПО «Энергомаш» им. В. П. Глушко публикует массу различных вакансий, но нигде не указывает зарплаты. И правильно делает, иначе бы такие цифры отпугнули всех соискателей. По данным портала indeed.com, который собирает информацию о зарплатах из опубликованных вакансий и от действующих сотрудников, средняя зарплата инженера «Энергомаша» составляет 43 607 рублей. Что похоже на правду: по данным системы СБИС, анализирующей финансовую отчётность предприятий, средняя зарплата на Энергомаше составляет 62 тыс. рублей. Это ещё до уплаты налогов и с учётом зарплат руководства. По сути, работникам такого серьёзного и трудного производства остаётся 30 000 — 40 000 рублей на жизнь.

Списать на финансовые трудности такие зарплаты, которые в принципе не могут привлечь высококлассного специалиста, не выйдет: с 2015 года предприятие показывает растущую прибыль. В 2015 году чистая прибыль составила 2,1 млрд. рублей, в 2016 году — 3,2 млрд. рублей, в 2017 году — уже 5,4 млрд. рублей. Но руководство предпочитает выезжать за счёт старых разработок и не вкладываться в человеческий капитал.

И такая ситуация сложилась повсеместно в космической промышленности. Ещё один пример — РКК «Энергия», где занимаются созданием пилотируемых кораблей «Союз», а также разработкой корабля «Федерация» и ракеты-носителя «Союз-5». Инженер-конструктор здесь зарабатывает 45 000 рублей в месяц — столько же, сколько и облицовщик-плиточник! Чуть больше повезло мастерам деревянных моделей: такой специалист может заработать 52 000 рублей.

Высокотехнологичное предприятие одной из самых развитых областей деятельности, во-первых, настолько низко оценивает способности своих сотрудников, а, во-вторых, считает, что работа мастера деревянных моделей существенно важнее стараний инженера. Может быть пора вспомнить, что в XXI веке существуют компьютеры, 3D-технологии и прочие системы, облегчающее моделирование? Нет, вместо всех разработок предпочитают резать по дереву. Видимо, специалисты считают, что всё новое не навсегда, а примитивные средства — навечно. Таков современный подход в «российском космосе».

"