Журналисты издания «НовостиВолгограда.ру» попытались разобраться, что стоит за громким заявлением — пиар–ход и желание сотовых операторов продемонстрировать свои преимущества в конкурентной борьбе или же реальная помощь в ситуациях, когда речь идет о жизни человека.
Не секрет, что значительная часть преступлений раскрывается путем так называемого биллинга, когда правоохранители попросту «пробивают» интересующий их номер телефона. Эти данные, полученные от сотовых операторов, как правило, на законных основаниях в рамках расследования уголовного дела помогают составить маршрут перемещений человека, список его контактов и другие детали. Иногда самые глухие дела раскрывались исключительно по «телефонному следу».
Однако, если речь идет о пропаже человека, то до возбуждения уголовного дела проходит в лучшем случае несколько суток. А обратиться в полицию человек может спустя хоть час после пропажи близкого или коллеги, если уверен, что тот попал в беду.
— Правила трех суток, после прохождения которых якобы принимается заявление о пропаже человека — это заблуждение и миф. Такой нормы просто не существует. Полицейские реагируют сразу же с момента написания заявления, если у заявителя есть основание предполагать, что человек попал в беду. Если речь идет о пропаже ребенка, то незамедлительно происходит подъем по тревоге личного состава, формируются поисковые группы и начинаются поиски, — прокомментировали корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе ГУ МВД региона.
Однако по закону затребовать данные у сотовых операторов в рамках обычной проверки правоохранители попросту не имеют права. Приведем пример с историей пропавшего в начале осени прошлого года работника волгоградского облздрава Сергея Чурзина. Он не дошел до дома в поселке Максима Горького от остановки общественного транспорта. Дети хватились пропавшего уже на следующий день, затем написали заявление в полицию. Однако долгое время поиски ничего не давали, поскольку как таковых широкомасштабных мероприятий не проводилось — только опрос знакомых. А вот вплотную поработать с телефоном по закону правоохранители не могли, ограничившись запросом о распечатке звонков, хотя современная техника позволяет определить, в каком радиусе перемещался человек, где в данный момент находится его телефон, и даже если он выключен, есть возможность определит, в каком месте в последний раз был сигнал. Но ничего этого сделано не было.
И лишь после того, как родные Чурзина обратились лично к возглавлявшему на тот момент СУ СКР по Волгоградской области Михаилу Музраеву, было возбуждено уголовное дело, проведены необходимые оперативные мероприятия, и в результате поисков тело работника облздрава находилось на берегу заболоченного водоема, смерть не была насильственной. Не исключено, что у погибшего случился сердечный приступ, и, возможно, ему еще могли бы успеть оказать помощь, если бы Чурзина с самого первого дня искали, опираясь на данные биллинга в конкретном радиусе.
Именно на конкретную локацию и ориентирована новая система по поиску пропавших людей, которую сотовые операторы хотят внедрить в повседневную реальность.
— Система «МегаФон. Поиск» с помощью больших данных анализирует круг людей, которые могли бы находится в момент пропажи человека и рассылает им сообщения с фотографией, приметами, возрастом. Система была разработана и протестирована совместно с МВД и «Лиза Алерт» в марте 2019 года», — рассказал генеральный директор МегаФона Геворк Вермишян в рамках Второго Всероссийского форума добровольных поисково-спасательных отрядов, который на днях завершился в Московской области.
Разработчик отчитался, что только за время проведения пилотного проекта с АНО «Центр поиска пропавших людей» система помогла в поиске более 60 человек.
Журналисты издания «НовостиВолгограда.ру» связались с председателем волгоградской региональной общественной организации «ВолгоСпас-ППД» Ларисой Селяниновой и спросили, есть ли в нашем регионе примеры, когда новая система помогла в поиске людей.
— Я уже слышала о подобном новшестве. Но, к сожалению, данная система, которую, насколько я знаю, внедряют два оператора — «Мегафон» и «Билайн», — актуальна только для Москвы и Санкт-Петербурга. До регионов новшество пока не дошло. Поэтому не знаю — то ли это громкий пиар-ход такой был, то ли действительно проблематично распространить нововведение на всю страну. Если же он заработает на полную мощь, то думаю, это будет нам хорошим подспорьем, ведь рассылка будет адресная — тем людям, которые были в радиусе, где пропал человек, и с высокой долей вероятности его могли там видеть. Но есть у системы и недоработки, - поделилась мнением Лариса Селянинова.
К числу недоработок, а точнее объективных, но пока неустранимых препятствий являются все те же нормы закона. Дело в том, что в рамках СМС-рассылок информировать, например, о надвигающемся урагане или других катаклизмах может только сервис МЧС, а вот рассылка о поиске людей пока приравнена к рекламной рассылке и для ее отправки необходимо согласие получателя. Для новых абонентов даже придумали специальную графу при подключении, и большинство людей соглашаются на это. Однако проблема в том, что подавляющее большинство абонентов приобретали SIM–карты, когда новшество еще не было реализовано, свое согласие владельцы SIM-карт на рассылку не давали, а значит, подобные сообщения в одностороннем порядке оператор отправлять вряд ли будет.
Между тем, судя по статистическим показателям, для Волгоградской области новшество будет вполне актуально. Причем именно в розыске взрослых, а не детей, поскольку с последними все вполне благополучно. Так, согласно официальным данным регионального главка МВД, в течение 2018 года разыскивался 291 подросток, самовольно ушедший из дома или соцучреждений. 90% найдены в течение суток и без использования новой системы, хотя, возможно, что с ее внедрением этот показатель приблизился бы к 100%. В этом году в розыске числятся 4 ребенка. Причем по троим есть данные, что они выехали вместе с матерью, то есть имеет место не преступление, а семейный конфликт.
А вот если брать в расчет только статистику по без вести пропавшим взрослым, при этом даже не учитывая категорию случаев, которые попадают под определение «утратившие родственную связь», то набегают куда более внушительные цифры.
- По без вести пропавшим гражданам, заявление о которых поступили в том числе и в текущем году, продолжается розыск 467 человек, которые могут находиться на территории региона, — прокомментировали корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе ГУ МВД региона.
Конечно, о числе пропавших людей, которых можно было найти, работай новая система на полную мощь по всей стране, в том числе в Волгоградской области, можно говорить только в сослагательном наклонении. Однако технический прогресс не стоит на месте, и возможно, что конкурентная борьба сотовых операторов и их работа на собственный благородный имидж позволит уже в следующем году составить статистическую подборку, где новая система по поиску людей сыграла ключевую роль и помогла найти человека. Желательно живым и здоровым.