Posted 15 июля 2019, 11:48

Published 15 июля 2019, 11:48

Modified 17 октября 2022, 10:00

Updated 17 октября 2022, 10:00

Эксперт объяснил причины разорения камышинского КПК «Честь»

15 июля 2019, 11:48
Руководство камышинского кредитно-потребительского кооператива «Честь», который с начала июня перестал выдавать пайщикам депозиты и в итоге объявил о разорении, выступило с официальным заявлением. Организаторы КПК признали, что его банкротство будет длиться не один год и приведёт к существенным финансовым потерям.

Корреспондент «НовостиВолгограда.ру» поговорил с кредитным правозащитником и экспертом проекта ОНФ «За права заёмщиков» Михаилом Алексеевым, чтобы выяснить, какие причины привели к банкротству кооператива «Честь» и почему его вкладчикам стоило бы начать беспокоиться о сохранности своих денег ещё несколько лет назад.

По словам эксперта, в современных экономических условиях кредитные кооперативы выглядят пережитками прошлого. Они возникали в те времена, когда население не доверяло банкам, и по степени своей надёжности варьировались от явно мошеннических организаций до относительно устойчивых объединений с честным и относительно разумным подходом к решению финансовых вопросов. Однако сама суть КПК такова, что это в конечном счёте убыточные предприятия — возникновение кассовых разрывов неизбежно, и как только кооператив из небольшого объединения людей, совместно инвестирующих накопленные средства, превращается в более крупную организацию, уровень его надёжности резко начинает снижаться.

Есть объективные экономические реалии, которые не позволяют кредитным кооперативам быть успешными. У кооператива просто нет устойчивой основы, нет никаких гарантий, что он не лопнет. История КПК «Честь» показательна: он не был чистой финансовой пирамидой, проработал много лет и действительно занимался экономической деятельностью, но закончилось всё тем, что в современных реалиях он не смог укрепиться, — говорит кредитный правозащитник Михаил Алексеев.

Вложения в кооператив фактически являются «билетом в один конец»: даже если руководители КПК обещают, что гарантируют возврат всех вкладов (и даже если они сами искренне в это верят), на практике эти деньги никак не защищены. В отличие от крупных финансовых организаций, кооперативы не включены в систему страхования вкладов, поэтому пайщики отдавали свои сбережения «Чести» на собственный страх и риск, без каких бы то ни было гарантий.

Государство за вложенные в кооперативы деньги никак не отвечает. Кооператив — это не банк, он не входит в систему страхования вкладов. Да, организаторы КПК заявляют, что все вклады застрахованы, но даже в этом случае за них отвечают конкретные страховые компании, которые должны иметь возможность эти деньги выплатить, — объясняет Михаил Алексеев. — Руководители КПК говорят, что занимаются высоколиквидными вложениями, но если это инвестиции, то они всегда будут связаны с риском. Тут и банки-то через один лопаются — ещё года три назад в России было полторы тысячи банков, а сейчас осталось около пятисот. Что уж говорить о кооперативах. Поэтому не нужно заниматься самообманом и поддаваться финансовому «стокгольмскому синдрому», обвиняя во всём Центробанк или кредитных правозащитников. Нужно быть взрослыми людьми и грамотно оценивать риски.

Эксперт полагает, что в случае с КПК «Честь» речь вряд ли идёт о предумышленном обмане пайщиков или попытке украсть их деньги. Проблема скорее заключается в том, что организаторы кооператива переоценили свои возможности и не смогли вовремя признать, что ситуация вышла из-под их контроля. Сейчас задолженность КПК перед кредиторами оценивается более чем в 1,2 млрд рублей, и было бы наивно полагать, что её наличие стало для руководства сюрпризом.

Не готов говорить о стопроцентно злонамеренной деятельности организаторов КПК, но в то же время их избыточная вера в собственный кооператив привела к этой ситуации. Конечно, жалко вкладчиков, потому что «Честь» была финансово системообразующей для Камышина, но руководство КПК не было готово увидеть меняющиеся реалии. Чтобы в один день закрыть и ликвидировать кооператив, когда стало очевидно, что имеется кассовый разрыв, нужно иметь определённую волю и уровень образования. Я пока не видел ни одного организатора кооператива, который был бы способен выйти к людям и сказать: «У нас проблемы, давайте по-честному ликвидируемся». Главный выход сейчас в этой ситуации — задуматься о толковой и грамотной ликвидации.Михаил Алексеев, кредитный правозащитник и эксперт проекта ОНФ «За права заёмщиков»

Напомним, в настоящее время дело о банкротстве камышинского КПК «Честь» находится на рассмотрении в Арбитражном суде Волгоградской области, хотя против этого выступают вкладчики кооператива: они опасаются, что окажутся в самом конце очереди кредиторов и никогда не дождутся возвращения своих денег. Руководство КПК утверждает, что причиной финансового краха «Чести» стал «ажиотажный спрос на личные сбережения, который в несколько раз превысил краткосрочную и среднесрочную ликвидность».