В первой публикации из цикла мы уже рассказывали читателям о том, как предприятие под управлением волжского депутата превратилось в разветвлённую бизнес-империю. Но такая метаморфоза была бы невозможна без поддержки со стороны властей. И в Волгограде, и в других регионах России чиновники испытывают к холдингу семейства Бакулиных особую привязанность — и не стесняются лоббировать его интересы даже себе в убыток.
Не далее как на этой неделе Волгоградская областная Дума собралась на очередное заседание. Депутаты, среди прочего, приняли очень интересное постановление: подали обращение на имя министра энергетики Александра Новака с просьбой поддержать на федеральном уровне рынок газомоторного транспорта. Предложение, казалось бы, прекрасное — кому не по душе переход на экологичное и дешёвое топливо?
Только вот, как говорят англичане, «дьявол в деталях». В данном случае есть две детали, которые заставляют усомниться в искренности волгоградских парламентариев. Во-первых, стоявший у истоков «Бакулин Моторс Групп» и являющийся единственным владельцем ООО «Волгабас Волжский» Анатолий Бакулин — один из действующих депутатов областной Думы. Во-вторых, именно компании холдинга, которым управляет сын указанного депутата, занимаются производством газомоторных автобусов.
Если принимать во внимание эти, казалось бы, незначительные факты, быстро становится понятно, почему Волгоградская областная Дума так заботится о рынке газомоторного транспорта и не уделяет особого внимания, скажем, финансированию столь же экологичных трамваев и троллейбусов. Ведь если представитель органов власти имеет непосредственное отношение к той или иной компании, велика вероятность, что он будет принимать решения именно в её интересах. Более того, наличие связей среди чиновников — гарантия того, что и за пределами родного региона у этой организации быстро появятся друзья и покровители.
Анатолий Бакулин — известная в Волгоградской области фигура и успешный участник политических игр, однако холдинг, выпускающий продукцию под брендом «Волгабас», в своём нынешнем виде — скорее детище его сына, Алексея Бакулина. Этот энергичный предприниматель большинству простых волгоградцев запомнился как автор одного из вопросов, озвученных в ходе прямой линии с Владимиром Путиным в 2017 году. Отчего-то взаимоотношения американского президента Трампа с бывшим главой ФБР настолько озаботили г-на Бакулина, что он решил в ходе общения с главой России поинтересоваться именно о них. Жители Волгограда такую широту кругозора не оценили — некоторые пользователи соцсетей даже предлагали отцу-депутату как следует выпороть Бакулина-младшего, чтобы у того проснулся интерес к местной экономической повестке.
Впрочем, несмотря на свой невразумительный медийный имидж, за развитие собственного холдинга Алексей Бакулин взялся с ретивостью прирождённого дельца. Решив не ограничиваться родным Волжским, он начал продвигать «Волгабас» в других регионах. Особенно тесную дружбу Бакулину-младшему удалось завязать с бывшей главой Владимирской области Светланой Орловой.
Владимирские власти встретили «Волгабас» с распростёртыми объятиями. Когда Алексей Бакулин в 2013 году пообещал открыть в регионе завод по производству автобусов, его холдинг немедленно обрёл статус «стратегического инвестора» и начал активно пользоваться господдержкой. Первоначально автобусное производство «Волгабаса» планировалось запустить во Владимирской области ещё в 2014 году, и некоторые волгоградские СМИ даже предрекали холдингу окончательный «переезд» в более гостеприимный с налоговой точки зрения Владимир. На практике всё получилось иначе: сроки открытия завода неоднократно сдвигались, и в итоге предприятие худо-бедно заработало только к концу 2017 года.
Все эти четыре года администрация Владимирской области верила и надеялась, что вложения в «Волгабас» окупятся сторицей. Местные власти в буквальном смысле подарили «стратегическому инвестору» более 24 гектаров земли под строительство завода, обеспечили налоговые льготы и преференции и всячески обласкали в финансовом плане. По самым примерным подсчётам, структурам семьи Бакулиных в рамках инвестпроекта по строительству завода во Владимирской области предоставили 1 млрд рублей господдержки; суммарный объём вложений был и того выше (около 3,6 млрд рублей).
Не исключено, что такая щедрость г-жи Орловой по отношению к иногороднему инвестору с небезупречной репутацией отчасти способствовала её поражению на губернаторских выборах в прошлом году.
Самое любопытное — то, что площадку «Волгабаса» во Владимире даже нельзя считать самодостаточной: как выяснили владимирские СМИ, на ней производят лишь отдельные детали, в основном элементы корпусов. Эти комплектующие впоследствии всё равно приходится отправлять на головное предприятие в Волжском, где из них собирают автобусы. Нет сомнений, что затраты на логистику (а от Владимирской области до Волжского порядка тысячи километров пути) закладываются в итоговую цену, по которой «Волгабас» реализует свою готовую продукцию.
Кстати, стоят автобусы волжского холдинга более чем прилично, хотя к их качеству периодически возникают претензии у заказчиков. И это уже совсем другая страшная история, которую мы расскажем читателям через несколько дней.
Продолжение следует…