Страшные истории о «Волгабасе». Автобусная империя волжского депутата

15 мая 2019, 17:03
Группу компаний «Волгабас», которая занимается производством автобусов в Волжском, в последние несколько месяцев преследуют неприятности. ООО «Волгабас» проиграло важный иск Россельхозбанку, находится на грани банкротства, нередко сталкивалось с претензиями к качеству своей продукции, и его дальнейшая судьба туманна.

Но «Волгабас» — это отнюдь не какое-то отдельное предприятие. Это целая сеть компаний, объединённых в «автобусную империю» (с недавнего времени — холдинг «Бакулин Моторс Групп») под руководством семейства Бакулиных, и она далеко не впервые сталкивается с серьёзными трудностями. Руководители холдинга не исполняли обязательства перед заказчиками, поставляли неисправные автобусы в другие города, презентовали властям несбыточные проекты — и всякий раз выходили сухими из воды. Почти наверняка они найдут способ сохранить свой весьма прибыльный бизнес.

Редакция «НовостиВолгограда.ру» попыталась разобраться в полной хитросплетений, странностей и подводных камней истории «Волгабаса». И нашла целых четыре истории, каждая из которых по-своему страшна. Ведь что может быть страшнее, чем миллионы рублей (в том числе бюджетных), уплывающих во тьму чьих-то бездонных карманов?..

История первая, об «автобусной империи» и странных банкротствах

История «Волгабаса», — точнее, целой группы компаний, которые так или иначе эксплуатируют этот бренд, — берёт своё начало в 1993 году, когда Анатолий Бакулин (тогда — начальник автоколонны № 1732 в г. Волжском, а ныне — политический тяжеловес регионального масштаба и действующий депутат Волгоградской областной Думы) создал Волжское автобусное производство «Волжанин». Это предприятие до 2008 года выпускало одноимённые автобусы, за счёт чего стало широко известно в России и за рубежом.

В 2008 году «Волжанин» вошёл в состав новообразованного холдинга «Волгабас», объединившего под своим названием сразу несколько предприятий. Сейчас на рынке наиболее широко представлено одноимённое ООО, которым первоначально руководил сын Анатолия Бакулина — Алексей (в прошлом, к слову, тоже депутат, только уровнем пониже — в 2009–2013 годах он представлял «Единую Россию» в Волжской гордуме). Тем не менее в Волжском с 2014 года вполне благополучно существует ООО «Волгабас Волжский», чьим владельцем и гендиректором является всё тот же депутат Анатолий Бакулин. В 2017 году чистая прибыль этой организации составляла 38,5 млн рублей.

ООО «Волгабас» с 2016 года официально принадлежит нескольким совладельцам, среди которых главным является московское ООО «ФК Развитие» во главе с Рустамом Яппаровым. Под контролем Алексея Бакулина, сына депутата облдумы, находятся другие предприятия холдинга: ООО «Бакулин Моторс Групп» (Владимирская область) и ООО «Волгабас ТехноЛаб» (Липецк). В состав «автобусной империи» семейства Бакулиных входят также ООО «Бакулин Бас Групп Русь», ООО «Микст» (владелец — Екатерина Бакулина) и ещё более десятка организаций, связанных между собой крайне запутанной сетью совладельцев. Суммарная чистая прибыль четырёх крупнейших компаний, которые входят в холдинг «Волгабас», по состоянию на 2017 год составляла 306,2 млн рублей.

Впрочем, одно из этих предприятий, предусмотрительно отданное в чужие руки, депутатское семейство вполне может потерять. Речь идёт об ООО «Волгабас», которому на данный момент угрожает банкротство.

В феврале 2019 года «Россельхозбанк» подал против ООО «Волгабас» иск на сумму свыше полумиллиарда рублей. Именно такую сумму предприятие задолжало банку по векселям. Всего через два месяца Арбитражный суд Волгоградской области вынес решение в пользу истца, обязав «Волгабас» не только погасить задолженность по ценным бумагам, но и дополнительно выплатить проценты на сумму 37,8 млн рублей. Таких денег у волжского производителя автобусов, по всей видимости, нет, так что вероятность, что компанию признают финансово несостоятельной, оценивается как высокая.

Дело о банкротстве «Волгабаса» рассматривалось в суде: соответствующий иск в конце января подало против волжской фирмы ООО «Бугульма-Пригород». Хотя татарстанское предприятие само находится в состоянии конкурсного производства, это не помешало ему предъявить в адрес «Волгабаса» денежные претензии на сумму в 40,7 млн рублей. Но, как следует из материалов Арбитража, 6 мая это дело было прекращено.

Примечательно, что ранее в отношении «Волгабаса» уже возбуждалось дело о банкротстве: в 2016 году один из поставщиков требовал признать компанию несостоятельной, поскольку долгое время не мог взыскать с неё обещанную оплату по контракту. Тем не менее тогда владельцам предприятия удалось уладить вопрос миром — после получения добровольной выплаты размером в 6,7 млн рублей истец отозвал свои требования. Получится ли у «автобусных императоров» избежать крушения одного из кораблей своей непобедимой армады, скорее всего, станет известно не ранее середины текущего года.

Правда, потеря одного предприятия для «Волгабаса» — почти ничего не значащая мелочь. В структуре компаний «Волгабаса» прошло уже несколько банкротств, зачастую денежные претензии предъявлялись другими предприятиями холдинга. Фирмы, входящие в «автобусную империю», предоставляли друг другу займы и имущество в залог, после чего успешно отсуживали крупные суммы в ходе банкротных процессов.

Возможно, самым резонансным из банкротств, имеющих отношение к холдингу, стало разорение приснопамятного ООО «ВАП «Волжанин», имевшее место ещё несколько лет назад. Это предприятие, которое на тот момент возглавлял Алексей Бакулин, выиграло контракт на поставку автобусов ООО «Газтехлизинг». Волжская компания должна была получить аванс в 310 млн рублей и ещё 289,5 млн рублей — после фактического исполнения заказа. Однако сначала ВАП «Волжанин» сорвало сроки поставки, а потом отправило «Газтехлизингу» меньше транспорта, чем полагалось по условиям сделки. Где-то на предприятии «потерялись» автобусы на общую сумму в 82 млн рублей.

Чтобы всё-таки выполнить заказ, подрядчик (к тому времени уже реорганизованный в ООО «ВП Волжанин — Конструкционные системы») попросил у «Газтехлизинга» заём на 100 млн рублей. Эти деньги фирма вернуть не смогла — за ней остался долг почти в 5 млн рублей, считая проценты. В её отношении началось банкротное производство, а заказчик так и остался в прежнем положении — без недостающих тридцати трёх автобусов, без компенсации в размере 82 млн рублей и без выплаты долгов по займу на 4,9 млн рублей.

Казалось бы, одна такая ситуация должна была настроить всех здравомыслящих контрагентов против работы с «Волгабасом». Но, как ни странно, этого не произошло: волжский холдинг по-прежнему остаётся на плаву и неплохо себя чувствует, хотя периодически отбрасывает то одно, то другое своё щупальце с помощью процедур банкротства.

Как же так получается, что к холдингу, где такая манера вести дела — в порядке вещей, до сих пор не возникало претензий у органов власти и правопорядка? Впрочем, отношения между «Волгабасом» и чиновниками заслуживают отдельного рассмотрения. И это уже совсем другая страшная история, которую мы расскажем читателям через несколько дней.

Продолжение следует…

#Бизнес #Эксклюзив #Волжский #Страшные истории о «Волгабасе» #Волгоград #Аналитика #Банкротство #Транспорт #Автобусы #Депутат #Волгабас #Бакулин Моторс Групп
Подпишитесь