Однако на этом обновление мемориала на Мамаевом кургане, которому в 2017-м году исполнилось полвека, не закончится. В музее-заповеднике «Сталинградская битва» уже подготовлена проектная документация по комплексной реставрации не только памятника-ансамбля, но и других объектов музейного комплекса. Планы у его руководства — масштабные, под стать самому учреждению — крупнейшему в регионе. Подробнее о них директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Дементьев рассказал в интервью корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру».
Алексей Владимирович, за последние годы очень много было сделано и на Мамаевом кургане, и в музее-панораме, Мемориально-исторический музей ремонтировался — неужели есть необходимость в еще каких-то реставрационных работах?
Конечно, и очень большая. Например, на Мамаевом кургане требуется ремонт гранитных покрытий пешеходных дорожек, лестничных маршей, ливневой канализации, все скульптуры нуждаются в реставрации художественного слоя бетона. Если главный монумент сейчас ремонтируется, то остальные скульптуры — «Память поколений», «Стоять насмерть», шесть фигур у Озера слёз — ни разу с момента открытия мемориала. Я не могу сказать, что вот прямо сейчас надо все бросать и срочно ремонтировать — мы ведь очень много текущего ремонта делаем, поэтому проблемные участки не бросаются так в глаза. Но чтобы мемориал достойно выглядел, все это делать надо — что-то в первоочередном порядке, что-то может и подождать. Но реставрация уже назрела, ведь Мамаеву кургану уже больше полувека.
А какое-то развитие памятной зоны здесь возможно еще?
Развитие возможно, если говорить не о самом мемориале, конечно, а о склонах Мамаева кургана — это территория, до которой вообще руки никогда не доходили ни у кого. Вот ее мы хотим развивать как лесопарковую зону через проект «Сталинградское кольцо». Им еще Алексей Викторович [Васин] начинал заниматься. Суть его в том, что расположение линии фронта в три ключевые даты Сталинградской битвы проецируется на склоны Мамаева кургана. Вот на этих трёх уровнях должны быть проложены маршруты — сделаны тропинки, освещение и озеленение, рядом с тропинками цветники и газоны, ниже — уже лесопарковая зона. В этот же проект нужно включить и «Родник жизни», вопрос с которым сейчас активно муссируется. Но нужно понимать, что воплощение этих планов будет зависеть от финансирования.
С Мамаевым курганом понятно, а что с музеем-панорамой?
Да, в музее-панораме был произведен большой комплекс работ, но он, к сожалению, не охватил всего, что было нужно. Например, не были проведены работы по облицовке самой ротонды, замене остекления, не ремонтировались стелы «Штык» и «Знамя». Мельница Гергардта — ей как таковой ремонт не нужен, так как это руины, но противоаварийные работы назрели очень давно. Верхняя часть здания находится на металлических тяжах, и мы переживаем, что может произойти обрушение, даже огородили в этом году подход с южной стороны. В здании происходят незначительные обрушения под собственным весом. Нужна консервация, вопрос — в каком виде? Сейчас много существует технологий: остекляют такие здания, укрепляют несущие конструкции. Кстати, изначально при проектировании музея-панорамы было предусмотрено использование части мельницы под музейные залы. Мы хотели бы к этому вернуться, потому что испытываем трудности в площадях: предпанорамный зал — это единственное помещение, где мы можем ставить временные выставки, причем оно музейным нормам не отвечает. Можно ли будет использовать под экспозиции часть мельницы — даст ответ проектирование.
Нужно обновлять твердое покрытие площади перед панорамой, пешеходной платформы, где асфальт на брусчатку заменили 20 лет назад, но, как показало время, это было не самым лучшим решением. Система ливневой канализации — то, что не видно глазу, но то, что отвечает за долговременность использования панорамы. Отвод грунтовых вод — это важнейшая проблема для наших инженерных сетей.
Дальше если спускаться к набережной — лестничные марши, мост и аэратор требуют ремонта. Последний, задуманный как охладитель системы вентиляции здания, по сути, толком и не использовался, постоянно какие-то проблемы были с ним.
Есть же планы по «перепрофилированию» его в фонтан?
Да, предполагается ремонт чаши и установка светомузыкального оборудования. Кстати, площадь фонтана, если он будет восстановлен в таком виде, — самая большая в городе, у нас нет такой чаши на сегодняшний день. Ну, конечно, озеленение, благоустройство здесь необходимо — установка скамеек, оборудование торговой зоны с продажей прохладительных напитков, сувениров, летними кафе. Воплотятся ли эти планы, повторюсь, будет зависеть от финансирования.
Многие волгоградцы и гости города обращают внимание, что если на территории самой панорамы все порядке, красиво и ухожено, то отойдя немного в сторону можно увидеть совсем другую картину…
Вообще территория музея-панорамы ограничена тротуарной зоной по улицам Советской, 13-й Гвардейской дивизии, Наумова и нижней террасой до окончания бассейна. Юридически есть муниципальная территория и есть территория, переданная музею на праве безвозмездного бессрочного пользования. Но мы же вместе с администрацией города отдаем себе отчет, что эти объекты находятся на территории города, входят в его социальную инфраструктуру. Люди ходят по этим улицам, по площади перед панорамой, через Мамаев курган, и, конечно, этим объектам мы уделяем особое внимание с точки зрения уборки, благоустройства, озеленения, это вообще приоритет.
Конечно, не все объекты попадают в зону нашей ответственности: лестничный марш, который ведёт вниз от музея-панорамы, например, не попадает, а им надо будет заниматься. И это является проблемой при составлении проектной документации по реставрации — мы ведь исходим из тех объектов, которые входят в наш музейный перечень. Здесь нам надо будет вырабатывать какой-то компромисс с муниципалитетом, ведь горожанам не объяснишь, что вот тут — федеральная собственность, а тут — муниципальная, и эта ступенька попадает под ремонт, а эта нет.
Кстати, это не только к панораме относится. Музею-заповеднику в своё время был передан памятник Ленину в Красноармейском районе. Он также нуждается в реставрации, как и Родина-мать — ему требуется детальное обследование, анализ состояния канатной арматуры, реставрация постамента и самого бетонного покрытия. Но сам памятник — не единственная часть художественного замысла, есть еще набережная, лестницы, которые разрушаются. И здесь нам нужно будет работать в комплексе с муниципальными властями, чтобы привести это место в порядок.
А как вообще выстраивается ваше взаимодействие с властями?
Надо отдать должное — мы не брошены, на просьбы музея всегда откликаются и так или иначе пытаются помочь. Это не комплиментарные слова, это так и есть. Хороший пример взаимодействия — это мемориальный парк напротив нового стадиона, который был полностью отремонтирован. Понятно, что здесь и ЧМ по футболу повлиял, но поддержка области была огромной. На моей памяти с тех пор, как передан в федеральную собственность музей, это была самая, наверное, беспрецедентная акция по своим объемам, когда в таких количествах область администрировала привлечение частного капитала и выполнены были эти работы. Мы сейчас расходы несём на сотни тысяч каждый месяц по содержанию этого парка, но вложились туда — на десятки миллионов, эта нагрузка не легла на бюджет музея. Поэтому мы стараемся максимально сохранить парк в хорошем состоянии. Сейчас все силы тратим, чтобы обеспечить приживаемость деревьев — есть сложности с берёзами, например, наша жара мешает молодым деревьям окрепнуть, но в целом приживаемость хорошая. Мы поливаем, подкармливаем, осенью около 50 деревьев подсадим. Главное — люди этот парк полюбили, идут туда целыми семьями, проводят время с детьми, на пробежки выходят. Поэтому наша задача сделать так, чтобы тот уровень, который был задан при открытии парка, сохранялся.
Что касается механизма взаимодействия — нам нужна поддержка областных властей в отстаивании решения наших вопросов в министерстве культуры как головной нашей организации. Разумеется, когда Андрей Бочаров лично подключается к необходимости решения вопросов, шансов на положительный исход больше. Это сложившаяся практика, тем более, что губернатор на самом высшем уровне эти вопросы обозначает, и шансов на положительное рассмотрение вопроса больше: появляются распоряжения администрации президента, определенные процессы начинаются в Минкульте, то есть шансы на реализацию наших заявок, которые мы подаём, увеличиваются.
Напомню, что было обращение главы региона в адрес президента с просьбой уделить особое внимание этим объектам. Понятно, что такой объем работы было невозможно сделать к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Ставится дата — 2023 год, 80-летие Сталинградской победы, когда всему комплексу «Сталинградская битва» в случае решения вопросов с финансированием технически можно будет выполнить эти работы.
Сейчас музей подал все необходимые заявки везде, куда только можно — в Минкульт, нацпроект «Культура России» — на проведение вот этого большого комплекса реставрационных работ, о которых мы говорили. В связи с тем, что подходы к финансированию с введением нацпроектов изменились, мы формируем заявку не по отдельным мелким объектам, как делали раньше — реставрация тротуарного покрытия у музея-панорамы или облицовка ротонды, к примеру, — а создаём единый проект комплексной реставрации. Сметы по изменениям в проектную документацию в настоящее время находятся на проверке. Как только мы успешно пройдем экспертизу, то станет ясен вопрос с финансированием. На уровне правительства вопрос по комплексной реставрации Мамаева кургана будет рассматриваться осенью — на октябрь запланирован доклад заместителя председателя правительства. Так что после этого будет уже понимание и по документации, и по финансированию. Неважно, получит ли музей деньги непосредственно, или Минкульт будет сам заниматься, главное — чтобы это состоялось.