Ежедневно специалисты ПАО «Транснефть» проводят испытания нефти на содержание хлорорганики, пишет издание «Нефть и капитал». Еще с 2002 года в госстандарте прописано, что показатель должен проверяться не реже чем раз в десять дней. Это стало нормой после того, как министерство энергетики запретило использовать хлорорганические соединения в нефтедобыче.
В документе говорится, что периодические испытания выполняют в сроки, согласованные и принимающей, и сдающей сторонами. При этом интервал не должен превышать десяти дней. Эксперты не исключают, что именно из-за этого «окна» в трубопровод и попала некондиционная нефть.
«Транснефть» ежедневно занимается проверкой плотности, содержания примесей и сероводорода в сырье, но наличие хлорорганики проверяют достаточно редко. Этим и могли воспользоваться «диверсанты», которые организовали вброс некачественной нефти, после того, как дождались отобранной пробы в пределах нормы. Такая операция – дело не одного дня: чтобы вбросить в трубу порядка пяти миллионов тонн сырья нужно достаточно много времени.
Экс-владелец «Петронефти» Роман Трушев, объявленный в розыск, считает точно так же. Он пояснил, что компания «Нефтеперевалка», которая взяла в лизинг технологический узел, ежемесячно поставляла не более 30 тысяч тонн нефти. Этот объем явно расходится с официальными цифрами «плохой нефти».
Трушев добавил, что для того, чтобы такой небольшой узел умудрился испортить внушительный поток нефти, нужно закачивать отравленное хлорорганикой сырье систематически, причем «Транснефть» должна ничего не подозревать и как ни в чем не бывало транспортировать его в Белоруссию.
Можно предположить обратное: тот злополучный узел, через который в систему попала ненормативная нефть, не контролируется частниками. Это самарский узел «Лопатино», имеющий достаточно крупную пропускную способность и рассчитанный на большие объемы сырья. Но такая догадка явно противоречит тому, что говорил глава «Транснефти» Николай Токарев президенту Владимиру Путину. Топ-менеджер как раз предпочел все списать на коммерческие структуры.
Столь несовершенный норматив проверки действует уже 17 лет, просто удивительно, что такое крупное ЧП случилось только сейчас. Госкомпании, которая сейчас пытается решить проблему, просто необходимо быть более инициативной в вопросе разработки новых стандартов. Именно на это и указал президент главе «Транснефти», говоря с ним о «диверсии» на трубопроводе.